Мистика с элементами скуки

Дорогие друзья!

Посмотрел сериал ОА”, созданный в 2016 году Брит Марлинг и Залом Батманглиджем на базе Netflix. В 2017 году продлен на второй сезон.

Кратко о сериале:

“Американский мистический телесериал с элементами научной фантастики, сверхъестественного и фэнтези. Девушка по имени Прерия Джонсон возвращается домой через семь лет после загадочного исчезновения. Что с ней произошло, никто не знает, а сама девушка не рассказывает, лишь утверждает, что все это время была поблизости. Ещё больше интриги добавляет чудесное прозрение девушки — до исчезновения она была слепой, поэтому членов семьи она узнает только на ощупь.”

Я посмотрел этот сериал только потому, что один мой знакомый продюсер в Лос Анджелесе указал на некоторую схожесть этой драмы с нашим романом “Алена и Аспирин”, написанный в 2005 году и к которому сейчас этот продюсер присматривается… Вот, например, такой штрих. Главная героиня сериала, девушка Прерия играет на скрипке некую мистическую мелодию, которую может сыграть только тот, кто побывал в потустороннем мире. Это слышит злодей-ученый, и похищает ее, поместив в компанию пациентов, таких же медиумов. Он их держит в секретной лаборатории, раз за разом вызывая клиническую смерть, исследуя феноменологию того, что находится за гранью жизни. Героиня нашего романа Алена, то ли девочка, то ли ангел, тоже учится играть на скрипке и мелодия, которую она должна сыграть, открывает барьеры иной реальности. На этом аналогии, на мой взгляд, и заканчиваются.

Кстати, лучше бы я не слышал игру на скрипке или игру на гитаре еще одной героини в сериале “ОА” – никакой мистики там нет и возникает ощущение обмана. Это один из ляпов сериала, ведь можно было обойтись без демонстрации игры, построив эти сцены на иносказаниях.

У меня нет желания подробно описывать этот сериал. С одной стороны, он необычен, интересен, интригует, но уж слишкомком там много развесистой клюквы. Главная героиня – это русская девочка Нина, дочь олигарха, за которым охотится кровожадная русская мафия. Собственно, первую свою смерть Нина и пережила из-за автоаварии, подстроенной бандитами, из-за чего машина рухнула с моста в реку. После чудесного воскрешения папа перевез дочь в Америку, где она попала в приемную семью… Диву даешься – ну как можно изображать таких карикатурных русских и такую забубенную Россию

Под стать балалаечным олигархам и таинственная Хатун, некая сверхсущность, живущая между мирами – эта женщина словно сошла с картин нашего режиссера-сказочника 50-х годов Александра Роу с его кукольными Кащеями и Бабами-Ягами. Странно видеть копеечную компьютерную графику в изображении “иного мира” – и это в современном сериале, претендующим даже на некую “научную” фантастичность. Сырой сценарий, затянутости, блеклая картинка, разочаровывающая музыкальная партитура, непрописанность темы любви главных героев – Прерии и Гомера, одного из испытуемых штампованного злодея-ученого.

И все же запоминаются образы и переживания родителей Прерии, ее друзей, которых она нашла после побега из лаборатории. Сильный финальный эпизод, когда Прерия и ее друзья, объединившись, прекращают бойню в школе, которую затеял какой-то очередной школьник-стрелок. Жаль только, что этот эпизод не подготовлен должным образом драматургически и выглядит вставным аттракционом.

Сериал – это уже третья совместная работа Брит Марлинг и Зала Батманглиджа. Их фильм “Звук моего голоса” 2011 года является прямым предшественником сериала и куда более художественно совершенен. Меня же лично заинтересовало то, что одним из продюсеров сериала “ОА” был знаменитый Брэд Питт, вместе с Энтони Хопкинсом сыгравший главные роли в фильме “Знакомьтесь, Джо Блэк”. Это фильм 1988 года, потрясающая мистическая драма о жизни и смерти. Собственно, Джо Блэк – это и есть сама Смерть, принявшая человеческий облик и пытающаяся понять смысл жизни. Фильм как бы на ту же тему, что и сериал – но вот с точки зрения психиатра он, как ни странно, индуцирует оптимизм, в то время как “ОА” навевает меланхолию. Впрочем, посмотрим второй сезон – в истории кино и телевидения не раз бывало, что сиквелы сильнее оригинала.

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания) по шкале от -5 до +5: +2