Фильмы, съемки которых длились больше 10 лет

Фотография со съемок фильма «Далласский клуб покупателей»
Фотография со съемок фильма «Далласский клуб покупателей»

В 1930-е годы в Голливуде работа над полнометражным фильмом длилась не больше недели. За три дня картину снимали, за два монтировали, еще за два размножали для проката. Съемки сотен фильмов велись в одних и тех же декорациях, а актеры в одинаковых костюмах путешествовали с площадки на площадку. В наши дни кинематограф перестал быть монополистом на рынке визуальных искусств (зрителю доступны и телевидение, и игры, и YouTube), поэтому студии не жалеют денег и времени на производство картины, предоставляя режиссерам миллионы долларов и несколько лет, обыкновенно полтора-два года, для работы.

Однако иногда творческая мысль заставляет постановщика «растянуть» поставленные сроки: приостановить работу, начать её сначала, вовсе прекратить съёмки и ожидать развития технологий кинопроизводства. Именно таким случаям посвящена эта заметка.

«Аватар 2» (2020, 11 лет)

Кадр из фильма «Аватар»
Кадр из фильма «Аватар»

После успешного проката «Титаника» Джеймс Кэмерон покинул кинематограф на 12 лет. Эти годы он посвятил изучению 3D-технологий, разработке собственной камеры и съемкам первой части «Аватара». В 2009-м он пообещал, что фильм обязательно получит продолжение, и снова приступил к работе. Известно, что за прошедшее время он модернизировал павильоны своей студии Cameron-Pace Group, собрал несколько новых камер, изобрел программу для создания эффектов. Очевидно, что Кэмерон не потерял годы даром, главное, чтобы он не забыл про сценарий.

Фотография со съемок фильма «Аватар»
Фотография со съемок фильма «Аватар»

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015, 18 лет)

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Кассовый успех «Безумного Макса 3» вдохновил Джорджа Миллера на съемки продолжения. Он выкупил авторские права на всю франшизу у студии Warner Bros., подготовил реквизит и локации и начал съемки в 1997 году. Работа постоянно прерывалась: разногласия с актерами и каскадерами, поломки техники, падение курса австралийского доллара, - все это принесло немало убытков. Фильм был брошен. Через 10 лет Миллер вернулся к проекту, заменил постаревшего Мела Гибсона на Тома Харди и снял картину на юге Африки, в Намибии.

«Трудно быть богом» (2013, 12 лет)

Кадр из фильма «Трудно быть богом»
Кадр из фильма «Трудно быть богом»

Алексей Герман никогда не работал быстро. Начав производство фильма в 2000-м году, он несколько раз выгонял из проекта Леонида Ярмольника, переделывал сюжет, растягивал процесс монтажа, годами думал над сведением звука. Герман не дожил до выхода фильма на экраны, последние штрихи вносил его сын Алексей Герман мл.

«Человек, который убил Дон Кихота» (2018, 28 лет)

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»
Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

В 1990 году Терри Гиллиам запланировал съемки фильма о Дон Кихоте. Посвятив более 10 лет сценарию, параллельно сняв «12 обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Гиллиам начал работу в 2000-м году. Проблемы начались с первого дня на площадке. Сначала Жан Рошфор, исполнитель роли Дон Кихота, сломал ногу, затем внезапный ураган разрушил все декорации. В итоге съемки были отложены еще на 16 лет.

Фотография со съемок фильма «Человек, который убил Дон Кихота»
Фотография со съемок фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

«Далласский клуб покупателей» (2013, 21 год)

Кадр из фильма «Далласский клуб покупателей»
Кадр из фильма «Далласский клуб покупателей»

В 1992 году скончался Рон Вудруф - главный активист американского ВИЧ-движения. Незадолго до смерти он успел пообщаться с драматургом Крэйгом Бортеном, который начал работать над сценарием к биографическому фильму о жизни Вудруфа. Денег на фильм было выделено крайне мало, проект был запущен, но вскоре отложен до начала 2000-х, а потом и до 2011-го. Картина вышла на экраны спустя еще два года, и Бортен получил заслуженный «Оскар» за лучший сценарий.