Лучший независимый фильм этого августа

31.07.2018

Кадр из фильма «Между рядами»
Кадр из фильма «Между рядами»

Под мелодичные темпы Штрауса между рядами супермаркета вальсирует погрузчик. Рядом нет шикарных декораций, а танцующая машина и вовсе представляет самую простую железку. Для одних супермаркет – это склад продуктов, для других — целая жизнь. Маленькие люди приходят туда работать, и, кажется, это их второй дом. Они носят одинаковую синюю форму, дают свои названия различным отделам, будь то «Сибирь» для замороженной продукции или океан для аквариумов с живой рыбой. Они не супербогаты, не вдаются в философию – это обычные люди, которых некоторые любят называть обывателями. Но именно такие люди и заслуживают внимания.

Режиссер только выигрывает, делая ставку на «маленького человечка» и его шинель. Среди стеллажей товаров Штубер открывает зрителю троих героев и три истории — Марион, Кристиан и Бруно. Кристиан – тихий и неразговорчивый. Когда-то он грабил квартиры, теперь начал новую жизнь. Стажируется в супермаркете на погрузчика, там находит друга и любовь. Марион – королева сладостей – расставляет в супермаркете шоколадки. Она замужем, но неравнодушна к молчаливому новичку, что неудивительно, ведь собственный брак оказался несчастным. Бруно – наставник Кристиана. Бывший дальнобойщик, любитель 15-минуток для отдыха.

Для большего раскрытия характера каждого из героев Штубер также показывает и их жилье. Так, интересно то, что Бруно и Кристиан живут в скромных и обшарпанных квартирах – их духовное состояние полностью соответствует интерьеру, а Марион – в белом, роскошном доме – внешняя оболочка, которая лишь слегка прикрывает проблемы, терроризирующие героиню. Тяжелое духовное состояние каждого из персонажей поддерживается нависающей тишиной, лишь изредка прерывающейся короткими диалогами.

На фоне закрытого супермаркета, где нет окон, и есть лишь нарисованная пальма, режиссер философствует о жизни, которая вынуждает человека посвящать драгоценные часы службе обществу ради заработка денег. «Когда ты приходишь домой, ты можешь сразу уснуть?», — спрашивает Бруно у Кристиана. И оба они сходятся на том, что после такой работы легкий сон может оставаться только мечтой. Впрочем, как подчеркивает Штубер, и в таком месте люди способны находить радость в мелочах. Поздравлять друг друга с днем рождения, слышать шум океана в спусковом реле погрузчика, воровать просроченные товары. А если не радоваться, то легко можно дойти до ручки.

Человек, даже если он и «маленький», также дышит, любит и страдает. Большие истории могут происходить не только в залах политических встреч, но и между рядами самого обыкновенного супермаркета – очевидная, но уже подзабытая истина, которую блестяще возрождает немецкий режиссер в двухчасовой ленте.