Чаплину не страшен кризис ("Новые времена")

Кинофильм – это отражение жизни и множества ее проявлений. К какому бы времени и жанру не относился фильм, он всегда является режиссерской интерпретацией каких-либо событий. Важно понимать, что в некоторых картинах это обстоятельство незаметно и едва может быть поймано зрителем, а в некоторых фильмах с первых минут угадываются события, ставшие причиной их появления.


Картина Чарли Чаплина, начинающаяся словами «о промышленности, о личном промысле, о походе человечества за счастьем», сразу наталкивает на мысль об известном историческом периоде, наиболее сильно затронувшем США. Он носит название мирового экономического кризиса или Великой депрессии, однако Чаплин именует его куда менее пугающее. Периоду, как и своему новому фильму, режиссер дает название «Новые времена».

кадр из фильма
кадр из фильма


«Новые времена» считаются последним немым фильмом Чарли Чаплина. Однако такая формулировка не совсем верна, так как картина является частично звуковой, ведь в ней неизменный персонаж режиссера «маленький бродяга» впервые полноценно заговорил, а точнее запел.

Почему же фильм лишь частично звуковой? Ведь его съемки проходили с 1934 по 1935 года, а в это время звуковое кино уже единовластно владело кинематографом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма


Изначально фильм задумывался звуковым. Чаплин писал диалоги для актеров и экспериментировал со звуком. Но вскоре режиссер решил, что его персонаж должен говорить, как и всегда, исключительно на языке пантомимы, а говорящего Бродягу он не мог себе даже вообразить. В итоге Чаплин оставил попытки снять звуковой фильм и создал его немым с редкими диалогами. Подобные метания и кардинальные изменения были возможны потому, что Чаплин сам оплачивал свои фильмы, самостоятельно занимался монтажом и лично контролировал весь процесс производства. В собственной киностудии он был демиургом и творцом.


«Новые времена» - типичная сатирическая комедия, снятая по всем законам чаплинского жанра. Согласно записям из автобиографической книги Чаплина, идея фильма пришла к нему после разговора с одним репортером, который рассказал ему о конвеерной системе, приводящей работающих на ней людей к психическим заболеваниям. Также Чаплин был вдохновлен беседой с Махатмой Ганди, который сказал режиссеру, что машины захватывают мир.

Махатма Ганди (слева) и Чарли Чаплин
Махатма Ганди (слева) и Чарли Чаплин


Ключевая идея фильма ясна с первого интертитра, который уже был процитирован выше. Маленький человек пытается выжить в новом, индустриальном обществе, где жизнь сосредоточена на обслуживании гигантских машин. Главному герою, казалось бы, стоит лишь сочувствовать, но Бродяга настолько добродушен, благороден и смешон, что за его неудачами нельзя наблюдать без улыбки и смеха. Фильм позитивен каждым своим кадром, зритель сразу предчувствует счастливый финал. Однако это не делает его предсказуемым. Фильм невероятно интересен, персонаж Бродяги появляется в нем последний раз и это его грандиозный уход с экранов. Оптимизм – главная составляющая сюжета картины.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Весь фильм Чаплин говорит зрителю тех лет о том, что, чтобы ни диктовал прогресс, человек всегда найдет выход и свое место в жизни. Режиссер и сам верил в положительный исход массовой механизации и уверено закончил фильм словами «мы выкрутимся».

Финальный кадр фильма
Финальный кадр фильма

Подходя к заключению, можно в очередной раз сделать вывод о том, что лента "Новые времена" по праву признается одной из лучших работ Чарли Чаплина и заслуживает места в Национальном реестре фильмов.

- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ОбъективNO.

- Литература: wikipedia.org // vokrug.tv