Почему Гайдай перестал создавать шедевры?

12 August 2019
8,6k full reads
2 min.
8,8k story viewsUnique page visitors
8,6k read the story to the endThat's 97% of the total page views
2 minutes — average reading time

Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)
Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)
Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)

Очевидный факт - с 80-х качество и популярность фильмов Гайдая резко пошли на убыль. Пытаюсь понять - как произошло, что великий комедиограф потерял "железную хватку"?

Снижение сценарного качества

Кадр из фильма "Спортлото-82" (1982)
Кадр из фильма "Спортлото-82" (1982)
Кадр из фильма "Спортлото-82" (1982)

"Операция Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"! Шедевры драматургии! Стремительный сюжет, одна ударная сцена за другой, искрометные диалоги, крылатые реплики. Высший класс от сценаристов Слободского и Костюковича! В 70-е Гайдай работает с Владленом Бахновым, литератором средней руки, но они адаптируют для кино гениальную литературу- Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова.

Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)
Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)
Кадр из фильма "Опасно для жизни" (1985)

С 80-х Бахнов пишет для Гайдая оригинальные сценарии, затем Гайдай работает с Аркадием Ининым, автором слезливых "лирических комедий" типа "Одиноким предоставляется общежитие". "Спортлото-82" было полу-удачей, "Опасно для жизни" разочаровало, "Частный детектив или операция "Кооперация" вызвал недоумение, "На Дерибасовской хорошая погода..." - лучше "Детектива", но до "классического Гайдая" - как до Луны.

Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)
Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)
Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)

По сравнению с шедеврами 60-70-х - сплошные самоповторы, вялая драматургия - "Опасно для жизни", к примеру, буквально топчется на месте. Никаких новых идей, привычные персонажи в привычном исполнении. "Гость с Кавказа", Вицин в роли алкоголика, "новый Шурик" Харатьян.

Устаревшая режиссерская техника

Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)
Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)
Кадр из фильма "Частный детектив или операция "Кооперация" (1989)

Уже "Спортлото-82" строилось на приемах и гэгах Гайдая из 60-70-х. К концу 80-х ощущение несовременности режиссерского стиля только усилилось. Ускоренная съемка, "смешные" звуковые эффекты или стреляющая выхлопная труба выглядели анахронизмами - тем более что доступнее стали свежие фильмы Голливуда и Европы.

Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992)
Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992)
Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992)

В финальной комедии Мастера репризы Мягкова в гриме советских генсеков забавны, но "шпионская" линия выглядит слабо, а трюковые сцены и комические погони - архаично. "Король эксцентрики", Гайдай явно проигрывал тем же голливудским эксцентрикам Цукерам и Абрахамсу с "Голыми пистолетами" или "Горячими головами" - на их фоне технический арсенал Гайдая представлялся устаревшим, старомодным.

Потеря актуальности

Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода..." (1992)
Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода..." (1992)
Кадр из фильма "На Дерибасовской хорошая погода..." (1992)

Есть ощущение, что Мастер не чувствовал "нерв времени", ловил его внешние приметы, но уже не мог органично передать его дух. Сравните - по его шедеврам мы "кожей" ощущаем атмосферу солнечных 60-х, беспечных 70-х. А вот поздние 80-е и ранние 90-е им уловлены очень поверхностно - перестройка, кооперативы, бандиты, казино.

Каждые праздники мы пересматриваем "Кавказскую пленницу" , "Бриллиантовую руку", "Ивана Васильевича". Жаль, что в конце карьеры Гайдай не дотягивал до им же установленной высочайшей планки. Но за нетленку и шедевры - спасибо!