5777 subscribers

Режиссер Кравчук снял кино близко к тексту следственных протоколов. Этого ему и не могут простить. Рецензия на «Союз спасения»

1,7k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 53% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Режиссер Кравчук снял кино близко к тексту следственных протоколов. Этого ему и не могут простить. Рецензия на «Союз спасения»

Денис Горелов — уже культовый кинокритик и колумнист. Его язык всегда легкий, а мнения противоречивые. Но поэтому он остаётся интересным, актуальным, ярким, провокативным. Публикую отрывок из его новой книги «Державю: Россия в очерках и кинорецензиях», которая вышла в издательстве «Городец».

В отрывке — его размышления после просмотра фильма «Союз спасения» (2019), повествующем о декабристах и их неудачном восстании.

***

Декабристы долгое время и не подозревали, что станут декабристами. Но государю было угодно почить именно вканун декабря, и завертелось. Красивые молодые люди, победившие Наполеона, восстали против других красивых молодых людей, победивших Наполеона, а одного даже убили, причем в спину. Возмущение долго готовилось, но произошло спонтанно. Диктатора избрали, но он не пришел — чем спас себя от виселицы, почти выигранное дело от выигрыша, а Россию от великих потрясений — за что ему все благодарны, но смотрят косо.

Жертвами беспорядков, за вычетом офицеров, стали 1252 (тысяча, мать-перемать, двести пятьдесят два!) человека из нижних чинов игражданских, ради освобождения которых все и затевалось. О них в дальнейшем ни словом не обмолвились поэтические летописцы событий Пушкин, Галич, Асеев и Самойлов — ибо те не горели свободой, на площадь вышли случайно, Конституцию путали с Константином и вообще были расходным материалом великих исторических пожарищ и прекрасных порывов души.

Режиссер Кравчук снял кино близко к тексту следственных протоколов. Этого ему и не могут простить. Рецензия на «Союз спасения»

«Союз Спасения» уже на следующий день после премьеры был занесен вреестр преступлений путинского режима и эрнстовской пропаганды против свободомыслия и нонконформизма— ибо взавуалированной форме показывал нынешним якобинцам всю тщету их усилий, неясность целей, управленческую некомпетентность и бездарность вождей.

Если признать, что постановка совершалась именно с этой целью — то ей нужно аплодировать стоя. Ибо трудно найти более подходящую рифму сегодняшней подростковой смуте, чем декабрьское выступление на Сенатской. В обоих случаях налицо полный поэтический кавардак вголовах, нулевое представление о последствиях, чудовищное планирование и панское презрение к низшим сословиям, именем которых все и творилось.

«Сто прапорщиков хотели изменить весь государственный быт России», приговорил мятеж государственный человек А. С. Грибоедов, освобожденный из-под следствия ввиду глубинного понимания происходящей дурнины и упорно записываемый в декабристы безмозглыми литературоведческими тетушками. Между Чацким иРепетиловым, если вглядеться, невелика разница: оба пламенные позеры-балаболки внутри состоятельного круга.

Режиссер Кравчук снял кино близко к тексту следственных протоколов. Этого ему и не могут простить. Рецензия на «Союз спасения»

Гордая максима «Сможешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» касается исключительно личного выбора, а не выведения под картечь батальона замороченных нижних чинов. Если вслепую ведешь вдело войска — обязан победить: захватывать артиллерию, изолировать штабы, блокировать возможное сопротивление, а если сил заведомо не хватает — не лезть. Ибо жертвенность твоя спроецируется на тысячи непричастных ине подписывавшихся класть голову ради чудесных абстракций. Освобождение крестьян и раздел землевладений означали глобальный отъем собственности управящих классов — странно было бы ожидать, что все это не окончится всеобщей гражданской войной. Вопрос: кто из прапорщиков готов был стрелять всвоих вчерашних соучеников по царскосельскому лицею? Кому страдания беспорточного землепашца (которого большинство ив глаза не видело) были роднее переживаний брата по дворянскому классу?

Режиссер Кравчук снял кино близко к тексту следственных протоколов. Этого ему и не могут простить. Рецензия на «Союз спасения»

Режиссер Кравчук, когда-то наворотивший глазуновских пошлостей в «Адмирале», ныне снял довольно спокойное кино близко к тексту следственных протоколов. Именно этого ему и не могут простить. Все прежние стихи ифильмы о декабризме потому и являются нагромождением теней, восклицаний, батальонной беготни и горячечных сходок при свечах, что последовательное изложение событий покажет их полную сумятицу и чудеса дезорганизации.

Продюсеры Эрнст и Максимов первыми осознали абсолютную неопределенность современного общества относительно вопроса, кто же тогда был прав— 29-летний царь или 30-летние мятежники. Они же впервые укоренили в общественном сознании факт, что из пяти казненных трое (все офицеры) вообще не были на Сенатской площади, ибо принадлежали к Южному обществу. И что самым проблемным для управления в России является период междувластия, когда одно царствование уже закончилось, а другое еще не началось.

Так что ключевым моментом, ккоторому сегодня готовятся обе (обе!) стороны, будет 2024-й, год окончания инвеституры нынешнего президента.

Как раз почти 200 лет известным событиям набежит.