Большая глина в большом городе: мнение простого художника

9,7k full reads

На Болотной набережной в Москве установили 12-метровую инсталляцию в виде смятого куска глины. Скульптура так и называется «Большая глина №4». Не ищите, кстати, предыдущие версии, их нет.

Что об этом объекте можно сказать с точки зрения искусства? Как художник я имею соображения, которыми сейчас поделюсь.

Мой канал довольно узкоспециальный. Вот уже больше двух лет я работаю над тем, чтобы собрать свою целевую аудиторию, но не могу пользоваться таким мощным инструментом, как инфоповоды. Но похоже пришёл этот час!

Итак, на фоне исторических зданий стоит кусок глины...

Урс Фишер, Большая глина №4, фото К. Скрипниченко
Урс Фишер, Большая глина №4, фото К. Скрипниченко

Да нет, всё-таки глины. Все другие ассоциации местами хоть и остроумны, но даны людьми от искусства далёкими. А ведь художник любит свой материал и узнает его в даже в первозданной форме. Рисовальщика вдохновляет карандашная стружка, живописца — отмытая палитра и запах лака, а скульптор ни с чем не перепутает комок земного праха с отпечатками пальцев.

Однако неразумно надеяться на такую же ассоциацию у простого человека, который видит глину только тогда, когда отмывает её с подошвы своего ботинка вместе с прочими органическими продуктами. Возникает резонный вопрос: думал ли автор эпатировать российскую публику? Очевидно же, что да. Рассмотрим его личность подробнее.

Урс Фишер — швейцарский художник. Изучал фотографию в школе дизайна в Цюрихе, а в 1993 году переехал в Амстердам, где выучил английский и получил грант на обучение в профессиональной арт-школе.
В настоящее время создаёт инсталляции, живописные работы и скульптуру. Он использует разнообразные материалы, в том числе необычные: глину, фрукты, воск, дерево, стекло, пластик, хлеб и повседневные предметы.

Фишер любит делать скульптуры из воска и поджигать их во время экспонирования. Вот, например, автопортрет в композиции на тему алкоголизма. Как на мой взгляд, интересно, свежо и поучительно.

Урс Фишер, автопортрет, твиттер @skipt25
Урс Фишер, автопортрет, твиттер @skipt25

Урс Фишер известен также и тем, что проламывает стены в галереях и роет ямы, добиваясь необычных эффектов перспективы, оставляет гнить фрукты в своих композициях и плавит воск.

Летом 2016 года он уже приезжал в Москву с выставкой «Маленький топор», которая разместилась в Музее современного искусства «Гараж». Там были представлены живопись, скульптура, в том числе и восковая. Во дворе здания проходила вторая часть шоу в виде социального проекта, когда любой желающий мог реализовать свои творческие задумки в глине. Однако тогда большого резонанса не произошло. Поэтому на этот раз автор обошёлся одной глиной. Но большой. И шалость удалась!

Инсталляция на Болотной временная, и спустя несколько месяцев будет заменена на другой объект современного искусства, однако «Глину» уже окрестили памятником. Памятником тому, как легко мы объединяемся против чего-то непонятного, но в целом безобидного. Как легко поддаёмся провокациям, выплёскиваем агрессию в цифровое пространство, где по ту сторону экрана сидит ранимый, живой человек.

Закончу притчей о глине.

Когда Бог создал человека, то у Него остался небольшой кусок глины.
— Что тебе слепить? — спросил Творец у человека.
— А слепи мне счастье! — попросил человек.
Бог подумал, помял оставшийся комок и вложил его в руки своему созданию.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Рисую набросок акварельными карандашами и показываю этапы

Таланты русских императоров