Искусство подчиняется ряду научных правил. Все профессиональные художники об изобразительных средствах знают и осознанно их используют. А вот простому зрителю эти средства не очевидны. Поэтому время от времени я предлагаю вам поверить гармонию алгеброй.
Итак, чем изобразительное искусство нас привлекает?
Оно обостряет восприятие, делает выпуклым что-то важное, но затёртое в житейской суете. Возьмём, например, живопись. Здесь изображение построено на изменении цвета вслед за изменением формы. Все пятна на картине разные. А разница между отдельными участками картины называется контрастами. Вот эти контрасты формируют интересную визуальную среду и подчёркивают смысл работы.
Остановлюсь на личности автора нынешнего примера. Виктор Попков был одним из основателей «сурового стиля», который возник в СССР на рубеже 50-х и 60-х годов прошлого столетия. Живописцу было всего 27 лет, когда Третьяковская галерея приобрела первую его работу, а в 42 его жизнь уже оборвала пуля. И, как водится у людей по-настоящему талантливых, его путь закончился трагично и нелепо.
В день своей смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Ефимович шёл подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретил своего коллегу. Завязался разговор, и несколько художников решили продолжить беседу в кафе, а после поехать в гости к Виктору Ефимовичу. Выйдя из кафе, он стал искать машину и по ошибке обратился в инкассаторский автомобиль. Из машины выстрелили без предупреждения. Накануне произошло ограбление при похожих обстоятельствах, поэтому инкассаторы имели инструкцию в опасной ситуации стрелять, не раздумывая.
А за пять лет до этого, в 1969 году Попков написал автопортрет, который мы сейчас рассмотрим детально на предмет контрастов из списка Йоханнеса Иттена — художника и известного теоретика изобразительного искусства.
Цветовой контраст
Говоря о цветовом контрасте, мы имеем ввиду соседство двух любых цветов. Здесь колорит построен на синих и охристых оттенках.
Температурный контраст
Цвета радуги делятся на тёплые и холодные. Происходит это деление условно пополам: от жёлтого до красного все цвета считаются тёплыми, а от фиолетового до зелёного — холодными. Но на деле иногда сложно сказать, какой цвет холоднее, а какой теплее. Например: сине-зелёный или сине-фиолетовый? Но тут всё без загадок. Свет, падающий с улицы, холодный, а комната и человек решены в тёплой гамме.
Контраст дополнительных цветов
По Иттену двенадцатичастную радугу можно замкнуть в кольцо, и тогда друг напротив друга окажутся наиболее контрастные цвета, которые мы называем дополнительными.
У них есть ряд свойств, главнейшее из которых — взаимно подчёркивать яркость в паре. Сине-зелёный цвет составляет пару с жёлто-оранжевым. В определённой мере этот контраст есть в автопортрете Виктора Ефимовича.
Контраст по насыщенности
Однако по-настоящему насыщенных пятен тут немного. Это сине-зелёные дали и их отсветы в комнате и на теле художника. Теплота комнаты выполнена гораздо более сдержанно.
Контраст по светлоте
Максимальная светлота тоже находится за пределами мастерской. Вертикально это пространство пересекает тёмный мольберт, а горизонтально — рука художника с кистью. Голова вовсе ушла за плоскость. Создаётся напряжение, смысл которого не вполне ясен. Почему автор в таком настроении?
Контраст по размеру цветового пятна
Хоть светлых пятен в картине больше, маленькие по площади тёмные участки задают тон настроению всей работы.
Контраст, которого нет
Его ещё называют симультанным. Суть в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Именно поэтому в тёмных участках комнаты то там, то здесь скрыты фиолетовые мазки. Благодаря им тёплая стена становится ещё теплее, желтее.
А вы чем хотели бы дополнить мой разбор? Какое ещё выразительное средство заметили?
Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
«Бульдозерная выставка» 1974 года: провал или прорыв?
Посвящение Хлебникова в Председателя Земного шара: мнение психиатра