Алиса Фрейндлих. Когда оглянулась, поняла: впереди ничего нет

19 April
105k full reads
151k story viewUnique page visitors
105k read the story to the endThat's 70% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Трудно не поддаться ее обаянию. Причем так было и тридцать, сорок лет назад, и сейчас. Ей, одной из немногих актрис, не страшна тема возраста.

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

В кинематограф она пришла поздно — уже состоявшейся театральной звездой. Может, потому и покорила экран сразу, с первых же ролей — не только талант, но и опыт — жизненный, актерский — помогли. Ее любят и зрители, и коллеги. "Не подпасть под очарование Алисы Бруновны — женское, человеческое, актерское — было невозможно. Она стала любимицей всей съемочной группы фильма "Служебный роман", — писал Эльдар Рязанов в книге "Неподведенные итоги"... ". Когда-то, еще на заре их отношений, будущий супруг, режиссер Игорь Владимиров, сказал Фрейндлих: "Твой стиль — гамен, мальчишка-сорванец. Не меняй его никогда". И она следует его совету всю жизнь: "Я даже стесняюсь того, что называют шикарным. У меня есть, например, шубка норковая. Но я редко ее ношу. Она чаще в шкафу висит и кормит моль. Предпочитаю удобную спортивную куртку. Украшения люблю. Но часто просто забываю, что купила новые серьги. Так они и лежат". Она проста и одновременно изысканна — а на экране может быть как нескладной начальницей Калугиной, так и королевой Анной Австрийской. Она обладает своей, особой манерой во всем — в том, как говорит, двигается, слушает собеседника, смеется, даже в том, как берет сигарету. При этом — ни грамма манерности.

Все ее киногероини абсолютно разные. Ими восхищаешься, им сочувствуешь, они возмущают — но всегда понимаешь, что есть у них какая-то своя правда, своя боль, как у Огудаловой из "Жестокого романса" или у провинциальной стареющей примы из "Успеха". А еще за всеми ними очень интересно наблюдать — так много нюансов привносит в их "рисунок" актриса! Сколько шарма в ее отчаянной, по-детски непосредственной пенсионерке Тумановой ("отечественной мисс Марпл") — героине сериала "Женская логика", сколько озорства и молодого куража в 90-летней скульпторше из фильма "На Верхней Масловке". Наверное, все эти качества сполна присущи и самой Фрейндлих, которая никогда не боялась пускаться в авантюры, решительно менять судьбу, шагать в неведомое. При этом — пройдя огонь, воду и медные трубы — не потеряла в себе ребенка.

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Сегодня трудно, нет, невозможно, невероятно представить, что долгие годы ее не было в кино, что мы жили без нее, без ее "мымры", без этого голоса, убеждающего нас, что у природы нет плохой погоды! И даже трудно запоминающаяся фамилия Фрейндлих не стала помехой нашей любви, нашему признанию. А ведь все это пришло уже тогда, когда она стала не просто театральной актрисой, но театральной звездой Ленинграда. Тем не менее в кино играла только небольшие роли, эпизоды. Это обстоятельство и заставило некогда Алису Бруновну сказать: "Мои чувства к кинематографу не имеют взаимности, я его люблю, а он меня нет..." Хотя нельзя сказать, что она так уж переживала из-за этого! Театр всегда был главной ее любовью: "Да, немножко было обидно. Но это чувство быстро проходило, потому что у меня еще с первых шагов все было как-то очень удачно и заметно. Начиная с институтского дипломного спектакля, сразу зашелестевшего по театральным ушам..." Она и сейчас больше любит

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Почему, отчего кино не замечало ее столько лет? Здесь не одна причина. Во-первых, с первых же проб ей заявляли, что у нее не киногеничное лицо. Она и сама не раз признавалась, что ее огорчала неправильная скульптура ее лица, как говорили кинооператоры. Есть нормы, которым она никогда не соответствовала. А операторы не утруждали себя лишней работой, чтобы суметь правильно показать это уникальное лицо, которое может быть очень разным и меняться до неузнаваемости при минимуме грима. Во-вторых, долгие годы кино проходило мимо, потому что театр не оставлял сил уже ни для чего. Все 70-е были отданы сцене: в то время оба они с Владимировым были целиком поглощены рождением и становлением своего "ребенка" — Театра имени Ленсовета. "Строительство" театра занимало 24 часа в сутки. Но это были добровольные самоотречения, — вспоминает Алиса Бруновна.

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

— Такие отречения нужны для того, чтобы работать в театре — ведь эмоциональный бункер у человека один. И если актеры слишком расточают себя в обычной жизни, излишне пылко ее проживают, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки — и выходит все очень бедненько...." . Ее, совсем еще юную, можно увидеть и узнать в молоденькой буфетчице в популярном и поныне любимом фильме "Полосатый рейс", вышедшем на экраны в 1961 году. Примерно в то же время Эльдар Рязанов пробует Фрейндлих на роль Шурочки Азаровой в "Гусарской балладе". И выносит вердикт — "ее женственность прет из любого костюма". А представляете, если бы ее звезда взошла уже тогда?! Или чуть позже — в 1968 году, в "Зигзаге удачи", когда тот же Рязанов опять обратился к Фрейндлих. Увы... опять не сложилось, потому что она ждала ребенка, дочь Варю. Но Рязанов, действительно "подсевший" на Фрейндлих, не унимался — попробовал ее и на роль Нади в "Иронии судьбы", правда, потом сказал достаточно обидное: мол, героиня должна быть просто сказочно хороша собой, так, чтобы герой мог в нее молниеносно влюбиться — а это, мол, не про Фрейндлих... Кстати, по сей день Алиса Бруновна, смеясь, говорит, что в "Зигзаге удачи" она Рязанова очень даже устраивала в облике бесцветной моли (роль приемщицы Алевтины в итоге сыграла Талызина)... А для Фрейндлих — после всего — первой значимой работой

Она не боится "дать возраста". Сыграть в 70 лет 90-летнюю, правда, куражистую старуху решилась бы не каждая актриса...

В кино переломной стала роль в картине "Анна и Командор" (1974 год). Кстати, даже после того, как пошли действительно большие роли, она никогда не мерила их на килограммы — зато всегда смотрела, есть ли в них какая-нибудь, хоть маленькая, но суть. Еще отец, выдающийся питерский актер Бруно Фрейндлих, когда-то сказал ей: "Если в роли нет судьбы — значит, это плохая роль. А если даже судьбы нет, но есть хоть какая-то мало-мальская возможность ее вытянуть, стоит браться".

И вот наконец упорному Рязанову удалось найти тот "чудный" образ, который стопроцентно подошел к Фрейндлих, — образ "мымры", преображающейся в красавицу! Это был всем известный "Служебный роман". Надо сказать большое спасибо Игорю Владимирову, отпустившему Алису Бруновну на довольно длительные съемки. Фрейндлих загорелась ролью — и, на удивление даже самому Рязанову, не то чтобы боялась предстать в кадре, мягко говоря, не слишком привлекательной, наоборот, лично приложила руку к тому, чтобы сделать свою Калугину как можно менее женственной: "Не могу сказать, что мне это было очень трудно. Может быть, наоборот, та степень привлекательности, которая должна была появиться в результате, далась с большим трудом. Я сама выбрала себе костюм из кримплена, унылый и страшный, пятьдесят четвертого размера (тогда Фрейндлих весила около 50 кг, то есть 44-й размер). Это нисколько не испугало меня, потому что я знала, что впереди — реабилитация этой женщины..."

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Она любит смотреть на горящий огонь — будь то камин, печка или свеча, и... на воду. Очень любит лес, обожает собирать букетики из полевых цветов. Одна из ее непреходящих страстей — грибы. Она даже зимой во сне видит грибной лес. Умеет не только собирать, но и солить, мариновать, суп из них варить... Когда есть возможность, любит долго спать по утрам. "Хорошее настроение сейчас у меня бывает, когда собираюсь с дочкой по магазинам, — смеется Алиса Бруновна. — Она построила дачу, и мне нравится что-то вместе покупать. Когда Варя была маленькая, она все время строила какие-то домики и на вопрос, во что она играет, отвечала: "В уютие!" Вот и я до сих пор люблю эту игру..."

Она, как и очень многие актеры, безумно суеверна: "Я веду себя в полном соответствии с народными обычаями — в случае чего и сплевываю, и по дереву стучу, и домой не возвращаюсь, потому что знаю, что поход будет неудачный. И в черных кошек верю. А если текст роли падает на пол, что очень плохо для актера, тут же па нее сажусь. Обязательно в театре мне достанется 13-е место или в вагоне — полка с этим номером, но это число для меня счастливое..."

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

В жизни она редко плачет. Но может заплакать, посмотрев хороший фильм, или на спектакле, когда что-то очень растрогало. Раньше, когда была моложе, плакала от обиды. Сейчас не плачет, потому что не обижается — считает, сама не безгрешна, ищет вину в себе. Когда ей бывает стыдно, предпочитает извиниться. Даже из инстинкта самосохранения.

Раньше она плакала от обиды. Сейчас не плачет, потому что не обижается — считает, что не безгрешна, ищет вину в себе

В ней сочетается несочетаемое — педантичность с расхлябанностью, рациональность с эмоциональностью, сила со слабостью. Наверное, в этих противоречиях и есть самое интересное, индивидуальность личности. Иногда она бывает слабой женщиной, а порой сама удивляется собственной силе. Будучи очень пластичной и отважной, за свою жизнь она сделала столько разных кульбитов и ни разу не сломала ни одной косточки!

Она по-прежнему молода душой. Но говорит, что в этом диссонансе как раз и заключена трагедия: "Когда ты много знаешь и многое накопил за жизнь, но реализовать уже не можешь — твоя физическая данность находится в противоречии с душевными потребностями и желаниями. В этом и заключена главная драма стареющего человека — когда душа не поспевает за физической оболочкой. Хочется взлететь, а уже не взлетается..."

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Свою жизнь Алиса Бруновна считает счастливой, говорит, что неожиданные повороты в ее судьбе были удачными. Хотя переживания и печали тоже были. Но добавляет — как говорили умные люди, "лишь тот, кто страдал, способен умудриться душой". Абсолютно благополучный человек и в искусстве вряд ли что-то родит. К тому же безоблачное счастье бывает, по ее мнению, только у дураков: "Моя главная ошибка в этой жизни — я слишком долгое время думала, что вся жизнь еще впереди. Что я все еще успею. И многое, может быть, упустила именно из-за этого странного ощущения. А когда оглянулась (это было лет десять назад), поняла, что впереди уже совсем ничего нет. Тогда-то и осознала, что это было ошибкой. Что жить надо было жаднее.