Амелия Эрхарт. Таинственное исчезновение летчицы, которое интригует до сих пор

5,8k full reads
7,7k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 76% of the total page views
6 minutes — average reading time

Судьба Амелии Эрхарт началась как сказка. Она была первой женщиной, заставившей все человечество поверить в то, что женщины могут летать. И кончилась ее жизнь тоже как в сказке, только страшной. Амелия исчезла в небе. И никто не знает, был ли это просто случай или урок судьбы?

Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет

2 июля 1935 года на захолустный аэродром Лаэ в Но­вой Гвинее приземлился необычный двухмоторный самолет. «Электра» L-10 считалась в то время одним из лучших в мире пассажирских самолетов. Но тот экземпляр «Электры», что приземлился в Лаэ, был собран по специальному заказу, оборудован мото­ рами повышенной мощности, вшестеро более вме­ стительными баками и чудом тогдашней нави­гации - радиополукомпасом. Возможно, это был лучший самолет в мире, чудо, а не самолет. Из само­ лета вышли двое - мужчина и женщина. Вид у них был изможденный и болезненный. Тотчас толпа ре­ портеров окружила пилотов. Сказав несколько слов, усталые летчики отправились отдыхать, а журнали­сты бросились к радиопередатчикам, чтобы отпра­ вить сообщения в свои редакции.

Всего через двое суток этот самолет и его экипаж будет искать вся Америка, а его исчезновение ста­ нет одной из самых таинственных загадок двадца­ того века.

Начало

Она родилась 24 июля 1897 года, в доме своего деда, судьи Отиса - одного из самых богатых людей в Кан­ засе. Дедушка Альфред настоял, чтобы родители от­ дали маленькую Амелию им с женой. Дочь судьи, по его мнению, уж слишком поторопилась выскочить замуж, а отец Амелии обеспечить семью не мог. Но девочке было скучно в богатом доме деда. Тот хотел видеть ее маленькой леди - а она убегала с мальчиш­ками охотиться на крыс. Дед покупал ей красивые платья - а ей больше нравилось наряжаться в индей­цев. Ее учили этикету в закрытой школе - а девчонка любила стрелять из ружья... Словом, когда дед с баб­кой вернули подросшую Амелию родителям, та бы­ ла тем еще «фруктом». Но в обычной школе было го­ раздо интереснее, а ходить с отцом на ярмарку - куда веселее, чем таскаться с дедом на званые обеды. Там, на ярмарке, она впервые увидела самолет. «Это была странная штука, вся из проволоки и тряпок, - будет вспоминать потом она. - Совершенно неинтересная».

Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет

В 1918 году она уже не маленькая девочка, а хоро­ шенькая медсестра в госпитале Торонто, куда уеха­ ла одна в 17 лет. Недалеко от ее госпиталя находил­ ся военный аэродром. Был ли это роман с молодым пилотом, теперь не известно, но с тех пор девушка заболела небом.

Вскоре Амелия возвращается к родителям, в Ка­лифорнию. «Смотри - вот новый аттракцион, - говорит ей однажды отец. - Можно облететь город на самолете. Хочешь попробовать?» На следующий день она пробует. А вечером приходит к отцу со словами: «Я должна летать всю жизнь».

Взлеты и падения

Она оставляет учебу в университете и начинает ис­кать деньги для обучения. Судьба сводит ее с Ани­той Снук - одной из первых женщин-пилотов, и та берется за обучение девушки.

16 мая 1923 года Амелия Эрхарт получила лицензию пилота от Международной федерации аэронавтики. На все деньги, которые достались ей в наследство от деда, Эрхарт покупает свой первый самолет - маленький желтый биплан. Она ласково называет его «канарейкой». Биплан непрост в управлении, но Эрхарт тут же устанавливает на нем рекорд высоты для женщин: 4200 метров.

Еще через год Амелия уже звезда. Она много летает, рекламирует сигареты «Лаки страйк», произносит смелые речи о равенстве женщин и мужчин. Полеты, хоть и являются мужским занятием, никак не должны быть их монополией. Да и не только полеты...

Увы, красивая жизнь «лучшей летчицы» длится недолго. Отец начинает пить, мать подает на развод, денег на содержание биплана не хватает.

Надо работать. Надо ехать в Бостон - там для нее есть место служащей по социальному страхованию. Надо продавать самолет... С «канарейкой» Амелия расставалась как с любимым существом.

Американская история

Летом 1927 года в доме Амелии Эрхарт раздается телефонный звонок. «Мисс Эрхарт, с вами говорит издатель Джордж Палмер Путэм». Предложение Пу-тэма было удивительным: он хочет, чтобы Амелия стала первой женщиной, которая пересекла Атлантику на самолете! Для его издательства - это отличный рекламный повод, а для Амелии - шанс снова начать летать. Да еще и прославиться. Согласна ли она? Ну конечно, согласна!

«Форд-тримотор» под названием «Дружба» приводит из Бостона в Галифакс не она, а двое мужчин -пилоты Штульц и Гордон; Амелия летать по приборам еще не умеет - ее «везут, как мешок картошки». Но как только самолет приземляется, о пилотах тут же забывают: все внимание прессы приковано к Амелии. Она - первая в истории женщина, перелетевшая Атлантику. Напрасно она твердит репорте¬рам: я была пассажиром, только пассажиром... Страна хочет видеть в Амелии героя. Свои поздравления отправляет даже президент Кулидж.

Теперь она очень занята: сначала в Лондон, потом обратно в Штаты, и везде ее хотят видеть. Газеты сходят с ума. Организатор перелета, Джордж Путэм, издает книгу о полете - «20 часов, 40 минут», тираж раскуплен мгновенно... Амелия ездит с лекциями по всей стране, Путэм сопровождает'ее... сперва как импрессарио, а с февраля 1931 года - как муж. Эрхарт становится Амелией Мэри Эрхарт-Путэм. Одна из строчек брачного контракта гласит: «...супруг не имеет права вмешиваться в ее летные планы, препятствовать им и выдвигать любые запреты по этому поводу».

Она организует трансамериканские авиагонки для женщин, создает организацию женщин-пилотов «99» и становится ее президентом. Снова бьет рекорды - теперь скорости, на новом «Локхиде». А 20 мая 1932 года стартует через Атлантику.

Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет

Полет проходит благополучно. Амелия - первая женщина в истории человечества, перелетевшая в одиночку океан, и единственная, кто сделал это дважды. Да еще и побившая в этом полете рекорд скорости. Конгресс США, французское правительство и Национальное географическое общество награждают ее медалями. Ее провозглашают самой выдающейся женщиной года в США. Она не только летчица, но и олицетворение новой женщины XX века. Женщины, свободной от предрассудков, которая строит свою жизнь и карьеру наравне с мужчинами и способна покорять не меньшие высоты, чем они.

«Мы не видим вас...»

Это должен был быть первый в мире кругос­ ветный перелет, первый, совершенный женщиной, да еще и пройденный по наибольшей дистанции - по экватору. Штурманом Амелия выбрала Фредери­ка Нунана - бывшего навигатора из Pan American, лучшего специалиста по Атлантике. 21 мая 1937 года самолет с красными крыльями стоял на взлетной полосе Лос-Анджелеса. «Еще не поздно все отменить», - шептал муж. В ответ Аме­ лия только рассмеялась: «Тебе показать наш брач­ный контракт?» Перелет до Лаэ был двадцать четвертым по сче­ ту пунктом этого маршрута. Позади осталось 22 000 миль, а впереди еще 7000, и все они - над Атлантикой.

Следующим пунктом назначения был крохотный остров Хоуленд, затерянный в Атлантике недалеко от экватора. Чтобы максимально увеличить запасы горючего, из самолета вынули парашюты, спасатель­ ную лодку, оставили минимум еды и питья.

Точно в 00.00 по Гринвичу 3 июня машина оторвалась от полосы Лаэ. В ее баках было 1100 галлонов топлива, на которых моторы «Электры» могли непрерывно рабо­ тать более суток. В 8.00 Амелия последний раз вышла на связь с аэропортом вылета, Лаэ. Она доложила, что на высоте 4000 метров следует в сторону Хоуленда. Теперь радиоконтроль за рейсом KHAQQ приняло судно бере­ говой охраны Itasca. Работа затруднялась множеством помех: эфир наполнили передатчики репортеров, спе­ шивших передать в редакции подробности перелета.

В назначенное время самолет не появился над Хоу­ лендом. Стало ясно, что Эрхарт отклонилась от кур­са. В 19.30 Itasca получила от Эрхарт сообщение: «KHAQQ вызывает Itasca. Мы должны быть над ва­ми, но не видим вас... Топливо на исходе...» Itasca не­ сколько раз пыталась выйти на связь, но ответа не получала. Возможно, передатчик судна заглушал слабый сигнал с самолета. В 20.14 Itasca получила по­ следнее сообщение от «Электры». Амелия кричала в эфир: «Мы двигаемся по линии 157 градусов - 337 градусов», а затем связь прервалась. Itasca продол­ жала вызывать Эрхарт до 21.30, пока не стало ясно, что самолет исчез.

.Шестнадцать дней де­вять судов ВМФ США и шестьдесят шесть самолетов прочесывали 138 000 квадратных метров поверхно­ сти океана, пока не стало ясно: надежды на спасение летчицы нет. Америка простилась со своей нацио­ нальной героиней.

Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет
Фото из открытых источников Интернет

Последнее письмо

Из Лаэ Эрхарт отправила мужу последнее письмо. «Мне кажется, что у меня в запасе остался все­го один удачный полет, - писала она. - Когда я за­вершу это путешествие, то, пожалуй, остановлюсь и больше не буду совершать таких длительных пе­релетов».

Вместо «не буду совершать перелетов» она сперва написала «играть со смертью». Но потом тщательно зачеркнула эти строчки.

Фото из открытых Источников Интернет
Фото из открытых Источников Интернет
Фото из открытых Источников Интернет