Краткая история японского автобума. Когда проблемы - во благо.

10.12.2017


Все уже привыкли воспринимать японский автопром как передний край прогресса, эталон качества и законодателя традиций. Но многие знают, что так было не всегда. Еще 40 лет назад американские потребители лишь улыбались при виде маленьких недомашин от бывшей империи. Но, как часто бывает, ситуация развилась совершенно неожиданным образом.

В преддверии очень важного опроса, хотелось бы осветить историю становления японского автомобилестроения таким, каким мы его видим сейчас.

После ВМВ Япония оказалась в сложном положении проигравшей стороны. Страна находилась под оккупацией, целью которой было убить корни милитаризма японцев. Промышленные гиганты, строившие, некогда, танки и самолеты, переключились на производство горшков и ложек. Какие там автомобили! Но хозяйство ведь требует...

Toyopet SA (1947) "Позор самурая"
Toyopet SA (1947) "Позор самурая"


В 1947 году появилось понятие "народный автомобиль". Предприятиям разрешили производить автомобили с объемом мотора до 1,5 литра. И, некогда гордым самураям, пришлось пересесть на нечто с названием Toyopet SA. По сути, не так обидно, учитывая что бывшие союзники променяли Хорьхи и Мерседесы, на Жуки и Изетты.

Nissan Austin A40. Позорное производство по лицензии
Nissan Austin A40. Позорное производство по лицензии

В 50-е годы начался первый существенный подъем японского автопрома. Мировая обстановка изменилась, и Япония из мальчика для битья превратилась в нужного друга и партнера (хоть и младшего). На островных предприятиях началась массовая сборка европейских машин по лицензии. Английский Austin A40 выпускался компанией Nissan, а Isuzu производила модели компании Hillman. Тогда же Mitsubishi, использовав наработки армейского внедорожника Willys, создала свой джип (CJ3H). Стоит отметить, что "бриллианты" еще до войны предлагали проект военного автомобиля с полным приводом, простой конструкцией и высокой надежностью. Но императорские чиновники решили, что такому транспорту в армии не место. В этот же период выходит первый в мире серийный переднеприводник. Мало того, автомобиль оснащался оппозитным мотором. Вы уже поняли, что речь идет о Субару, а именно - о модели "1000". Первым успехом компании, ассоциирующейся с ралли, скоростью и мощностью, был скромный автомобильчик для небогатых потребителей.

Не Willys, а Mitsubishi CJ3H!
Не Willys, а Mitsubishi CJ3H!

70-е. Это время стало Рубиконом, и отправной точкой в новейшей истории автомобилей из страны восходящего солнца. В мире грянул небывалый топливный кризис. Крупнейший авторынок мира - США, который насыщен машинами с огромными моторами, и водителями, не привыкшими следить за уровнем цен на топливо, содрогнулся. Очереди на заправках, сокращения на крупных автозаводах, рост преступности в Детройте, и прочие факторы, породившее, в итоге, хип-хоп. Тут, как нельзя кстати, японцы вышли на рынок. Со своими маленькими, экономичными машинами. За годы ограничений, самураи научились экономить и рассчитывать каждый сантиметр и килограмм. И как бы презрительно американцы не отзывались о неприметных иномарках, импорт был настолько высок, что правительству пришлось ввести квоты, дабы не разорять свои заводы.

Datsun Bluebird - классический образец автомобилестроения 70-х
Datsun Bluebird - классический образец автомобилестроения 70-х

"Баста карапузики, довыпендривались. Покупайте датсун или еще какую позорную иномарку" (Перевод неточный, ибо я с английским не очень)
"Баста карапузики, довыпендривались. Покупайте датсун или еще какую позорную иномарку" (Перевод неточный, ибо я с английским не очень)

Засланный казачок на Datsun наслаждается очередью за бензином в США (Мэриленд, 1979).
Засланный казачок на Datsun наслаждается очередью за бензином в США (Мэриленд, 1979).

Ну, а дальше японские автомобили зародились в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Honda Civic, Accord, Mitsubishi L200 и многие другие названия, которые сейчас на слуху, появились именно тогда.