Американские ган-траки во Вьетнаме: много пулеметов не бывает

12k full reads
15k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 86% of the total page views
4 minutes — average reading time

Благодаря фильмам о войне во Вьетнаме, сложился устойчивый стереотип американских солдат, которые перемещались по джунглям исключительно на вертолетах. Но естественно, что это правда лишь отчасти! И если вы думаете, что грузовики с кустарно-установленным вооружением – это изобретение каких-нибудь повстанцев – вы заблуждаетесь!

"The Pallbearers" - один из ранних ган-траков, оснащенных лишь парой пехотных пулеметов M60
"The Pallbearers" - один из ранних ган-траков, оснащенных лишь парой пехотных пулеметов M60
"The Pallbearers" - один из ранних ган-траков, оснащенных лишь парой пехотных пулеметов M60

Дороги Вьетнама

Во время американского присутствия во Вьетнаме, одной из проблем были дороги. Военные базы, расположенные вдали от портов, в которые заходили суда снабжения, были зависимы от транспортного корпуса. И враг это понимал. Нередкими были вереницы до двухсот машин, которым приходилось двигаться по узким дорогам Индокитая. Естественно, засады не заставили себя долго ждать!

Экипаж отдыхает в тени своего "Lil Sureshot". За бронелистами скрывается два крупнокалиберных пулемета M2HB
Экипаж отдыхает в тени своего "Lil Sureshot". За бронелистами скрывается два крупнокалиберных пулемета M2HB
Экипаж отдыхает в тени своего "Lil Sureshot". За бронелистами скрывается два крупнокалиберных пулемета M2HB

Чаще всего жертвами становились водители восьмой транспортной дивизии, которые двигались по опасному маршруту перед перевалом Манг-Танг. Это было идеальное место для засады. Но, другой дороги не было, потому нападения на караваны стали для американских транспортников каждодневной рутиной, которая требовала решения.

Грузовик M35 под названием "Canned Heat"
Грузовик M35 под названием "Canned Heat"
Грузовик M35 под названием "Canned Heat"

Теоретически, охраной колонн занималась военная полиция, но недостаток оснащения и личного состава чаще делал их обузой, чем защитниками. Тогда транспортники начали искать выход самостоятельно.

Роковое нападение

Катализатором стал инцидент 2 сентября 1967 года, когда партизаны Вьетконга сожгли 30 грузовиков, убив при этом семь военнослужащих. Лишь после этого командование задумалось о существенном повышении вооруженности конвоев. В качестве решения было предложено введение «ган-трака» - 2,5-тонного грузовика M35 с двумя пулеметами M60 в кузове. Сперва защиту стрелков обеспечивали мешки с песком, но постоянные дожди приводили к его намоканию, и как следствие – перегрузке машины. Тогда мешки заменили бронелистами с подбитых БТР.

Автомобиль с ироничным именем "Born Loser". Помимо кузова, бронированию подверглась и кабина машины
Автомобиль с ироничным именем "Born Loser". Помимо кузова, бронированию подверглась и кабина машины
Автомобиль с ироничным именем "Born Loser". Помимо кузова, бронированию подверглась и кабина машины

Так называемый «усиленный конвой» подразумевал наличие одного ган-трака на десять грузовых машин. Экипаж импровизированного броневика состоял из водителя, командира и пары пулеметчиков. Иногда, к ним добавляли оператора автоматического гранатомета M79.

"Pandemonium" с многоствольным пулеметом M134
"Pandemonium" с многоствольным пулеметом M134
"Pandemonium" с многоствольным пулеметом M134

Уже в конце ноября того же года ган-траки проявили себя. На пути к Манг-Тангу, в так называемой «Аллее засад», партизаны уничтожили шесть обычных грузовиков, и четыре вооруженных. Где победа – спросите вы? Нападающие отступили, оставив на поле боя почти 50 убитых, а конвой – пусть и с потерями, достиг пункта назначения. В общем, прогресс.

Нет предела совершенству

Опыт использования ган-траков вдохновил командование, и в ход пошли более тяжелые средства. Попытка повысить защищенность 2,5-тонника была тщетной, так как они достигли предела грузоподъемности. Настал черед более мощного M54. И, собственно, началось. Творчество и таланты солдат, которые подстегивались желанием жить, рождали воистину удивительные конструкции! В ход шли крупнокалиберные пулеметы M2HB, зенитные турели M45, и пресловутые многоствольные M134.

В кузов этого M54 поместили корпус от БТР M113, которому добавили еще один пулемет M2 Browning
В кузов этого M54 поместили корпус от БТР M113, которому добавили еще один пулемет M2 Browning
В кузов этого M54 поместили корпус от БТР M113, которому добавили еще один пулемет M2 Browning

Возросла и защищенность машин. Помимо эпизодичной установки бронеплит, были частыми случаи монтирования целых корпусов от БТР M113 с поврежденной ходовой частью. Каждый экипаж старался выделиться не только боевыми качествами: машинам давали собственные имена и уникальные «неуставные» окраски, на которые попросту закрывали глаза.

"Outlaw": экипаж этой машины добавил к корпусу БТР защиту первого пулеметчика
"Outlaw": экипаж этой машины добавил к корпусу БТР защиту первого пулеметчика
"Outlaw": экипаж этой машины добавил к корпусу БТР защиту первого пулеметчика

Итоги

Несмотря на свою эффективность, этот тип боевых машин использовался исключительно для обороны конвоев. При понимании важности их миссии, командование сетовало на недостаток водителей, переходивших в разряд «операторов ган-трака». Ведь такой учетной специальности не было! Да и сами машины, которые под весом дополнительной брони, эксплуатировались на пределе возможностей, часто выходили из строя. Что не помешало следовать этой практики вплоть до вывода американских войск.

Несмотря на слабую защищенность этого "Mounty Hunter", очередь из четырех стволов зенитки M45 оставит мало шансов врагу
Несмотря на слабую защищенность этого "Mounty Hunter", очередь из четырех стволов зенитки M45 оставит мало шансов врагу
Несмотря на слабую защищенность этого "Mounty Hunter", очередь из четырех стволов зенитки M45 оставит мало шансов врагу

Большинство машин оставили во Вьетнаме, или переоборудовали в обычные грузовики. Помимо фотографий, живым воплощением этих несуразных, но незаменимых броневиков, осталась машина «Eve of Destruction», которую транспортники забрали с собой, и теперь она выставлена в музее Транспортной службы США.

"Eve of Destruction" - единственная машина этого типа, которую вывезли из Вьетнама.
"Eve of Destruction" - единственная машина этого типа, которую вывезли из Вьетнама.
"Eve of Destruction" - единственная машина этого типа, которую вывезли из Вьетнама.

P.S. А спустя некоторое время, советские коллеги, которых так же ловко затянули в "колониальную" войну в Афганистане, тоже столкнулись с проблемой охраны конвоев, и их способы стали не менее, а то и более эпичными. Но к этой теме мы вернемся чуть позже