BMW R75 – главный мотоцикл вермахта и его клоны

16.01.2018

Наверное, нет большей более сильной ассоциации с солдатами немецкой армии, чем мотоцикл BMW R75. Наряду со знаменитыми танками и легендарными самолетами, он стал одним из символов Второй мировой войны. Эта модель стала невольным «донором» для советских и американских копий.

Немецкие солдаты на марше с неизменными R75
Немецкие солдаты на марше с неизменными R75

Баварская компания с пропеллеров на эмблеме уже в 30-х годах зарекомендовала себя как передового производителя двухколесного транспорта. Этим обусловлен выбор военных в пользу Баварских конструкторов. В 1938 году ведомство вооружений выдало техническое задание на основной армейский мотоцикл.

Первые наработки строились на основе оппозитного мотора R71, который к тому времени стал несколько устаревшим. Потому было решено создать новый агрегат с верхним расположением цилиндров и объемом в 750 кубических сантиметров. Двухцилиндровый двигатель Р75 стал надежной и неприхотливой конструкцией, которая использовалась в послевоенных моделях – Р67 и Р68.

Р75 имел колесную формулу 3Х2 – момент с заднего колеса передавался на колесо люльки. А блокировки дифференциала стала хорошим подспорьем на бездорожье. При этом, трансмиссия имела передачи заднего хода, что добавляло маневренности. Вкупе с широкими шинами это делало мотоцикл от БМВ незаменимым в условиях бездорожья.

Zundapp KS750 - очень близкая по концепции конструкция.
Zundapp KS750 - очень близкая по концепции конструкция.

Параллельно, военные эксплуатировали Zundapp KS750, который особенно ценился военными в дорожных и климатических условиях России и Северной Африки. Обе машины проявляли себя одинаково хорошо, но недостаток унификации дополнительно нагружал механиков и снабженцев. Потому, по настоянию армии, в августе 1942 года две мануфактуры договорились о едином стандарте основных узлов и механизмов. Более того, было решено создать единый мотоцикл, состоящий из удачных узлов двух машин – BW 43. Планировалось прекратить выпуск Р75 через 20 тысяч машин. После этого производственные мощности планировалось перевести на мотоцикл Zundapp-BMW.

BMW R75 Африканского корпуса вермахта.
BMW R75 Африканского корпуса вермахта.

Но этим планам было не суждено сбыться. Мотоцикл от БМВ не смог достичь установленной планки. И производился до тех пор, пока завод в Айзенахе не был уничтожен союзными бомбардировками. Последняя партия была произведена в 1946 году (98 машин) – в качестве советских репараций.

Обросший уже советскими легендами М-72
Обросший уже советскими легендами М-72

Некоторые ошибочно полагают, что на этой партии был основан выпуск советских мотоциклов М-72, но это не так. Мотоцикл от BMW был куплен во время войны вполне официально – через шведских посредников. Пять мотоциклов использовались для изучения конструкции и налаживания производства. После этого, чертежи были переданы китайским товарищам, которые начали производство мотоцикла под названием Янцзы 750 (1957 год).

Кобура для винтовки была отличительной чертой американских Harley-Davidson
Кобура для винтовки была отличительной чертой американских Harley-Davidson

Успех и распространенность немецкой конструкции полюбилась не только СССР и Китаю. Американские военные по праву оценили преимущества этого транспорта в армии, и компании Harley-Davidson было поручено создать аналог, получивший имя WLA 42. К слову, получилась еще одна полная копия все того же R75.

Главным и принципиальным отличием Harley-Davidson от BMW было в моторе. Здесь, в отличие от немецкого оппозитника, стоит классический V-образный мотор.
Главным и принципиальным отличием Harley-Davidson от BMW было в моторе. Здесь, в отличие от немецкого оппозитника, стоит классический V-образный мотор.

А поистину бессмертную историю немецкого мотоцикла создали в СССР и России, где все тяжелые мотоциклы (МТ, Урал), так или иначе, имели корни военной разработки из Айзенаха.