Британский танк Challenger 2 – худший ОБТ современности?

5 November 2018

Британцы славятся своим консерватизмом. Во многих моментах они предпочитают игнорировать веяния моды, оставаясь верными себе. Современный Rolls-Royce Phantom построен по тем же правилам, что и его предки 60 лет назад, но традиции в нем удачно совмещены с новыми технологиями. Британские танки тоже пошли своим путем, и самый новый ОБТ с Туманного Альбиона – не исключение. Сегодня мы посмотрим – насколько допустимо использование старых правил в современной бронетехнике.

Один из предсерийных образцов Challenger 2 - 1980-е.
Один из предсерийных образцов Challenger 2 - 1980-е.

Танк со сложной судьбой

"Голые" башни будущих Challenger 2 без навесных блоков брони "Берлингтон"
"Голые" башни будущих Challenger 2 без навесных блоков брони "Берлингтон"

В конце 1980-х годов британское танкостроение начало терять былое величие. Масштабный проект MBT-80, который должен был стать ответом на советский Т-64, отменили. К тому же революция в Иране поставила крест на покупке уже произведенных танков Shir-2. В итоге, иранский заказ начали превращать в новый ОБТ британской армии – Challenger 1. Машина получилась посредственной, и по большинству параметров уступала немецким и американским конкурентам.

Внешне отличить Challenger 2 от предшественника весьма сложно, хоть и общего в машинах не так много, как кажется. Главным отличием стало применение новой кобинированной брони "Берлингтон", стойкость которой заявляется как вдвое лучшая, чем в аналогичной по толщине броневой стали
Внешне отличить Challenger 2 от предшественника весьма сложно, хоть и общего в машинах не так много, как кажется. Главным отличием стало применение новой кобинированной брони "Берлингтон", стойкость которой заявляется как вдвое лучшая, чем в аналогичной по толщине броневой стали
Слева - направо:  Chieftain Mk10, Challenger 1, Leopard 2A4, M1A1 Abrams, Vickers Mk7/2 на сравнительных тестах в 1991 году. В итоге, британцы отдали предпочтению своему производителю, выбрав "Викерс". Есть мнение, что единственной заслугой машины было то, что она производилась в Великобритании
Слева - направо: Chieftain Mk10, Challenger 1, Leopard 2A4, M1A1 Abrams, Vickers Mk7/2 на сравнительных тестах в 1991 году. В итоге, британцы отдали предпочтению своему производителю, выбрав "Викерс". Есть мнение, что единственной заслугой машины было то, что она производилась в Великобритании

Вероятно, разработчики «Челленджера» лучше всех понимали свои ошибки, и спустя три года после разработки Challenger 1 заявили о создании второй версии танка. Представители Министерства обороны согласились принять но вооружение новинку при условии ее доработки по 11 пунктам. Исправленный Challenger 2 был готов летом 1991 года. Были проведены сравнительные испытания с американским M1A2 Abrams и немецким Leopard 2A5, по итогам которых правительство выделило 520 тысяч фунтов для первой партии в 127 полноценных танков и 13 тренажеров.

Шасси машины тоже осталось неизменным: гидропневматическая подвеска на шести опорных катках. Уже сегодня ее недостаточно, так как дальнейшее повышение защищенности "Челленджера 2" приведет к утяжелению, которое узел уже не переживет
Шасси машины тоже осталось неизменным: гидропневматическая подвеска на шести опорных катках. Уже сегодня ее недостаточно, так как дальнейшее повышение защищенности "Челленджера 2" приведет к утяжелению, которое узел уже не переживет

В 1994 году начался новый этап войсковых испытаний танка: машины проходили многокилометровые марши и отстреливали сотни снарядов. Военные остались довольны, и в следующем году первые «Челленджеры 2» поступили на вооружение. Но серийные машины оказались хуже, или же испытания проводились предвзято – эксплуатация выявила ряд критичных недостатков. В частности, СУО машины оказалась крайне ненадежной, что негативно сказывалось на качестве стрельбы.

Challenger 2 остается единственным современным ОБТ с нарезным орудием. В сравнительных испытаниях с M1A2 Abrams выяснилось, что ее точность в стрельбе с места крайне высока. Но в движении этот показатель в разы падал
Challenger 2 остается единственным современным ОБТ с нарезным орудием. В сравнительных испытаниях с M1A2 Abrams выяснилось, что ее точность в стрельбе с места крайне высока. Но в движении этот показатель в разы падал

114 из 150 построенных танков были отозваны на заводы Vickers Defence Systems для устранения неполадок. Процесс затянулся до 1997 года: после очередных испытаний эксплуатационной надежности (ISRD) в Бовингтоне Challenger 2, наконец, начал заменять своего предшественника в строевых частях.

Старомодная конструкция

По концепции «Челленджер 2» был копией своего предшественника. Форма башни и корпуса осталась прежней, а основные изменения коснулись новой электроники и бронирования танка. Так, комбинированную броню «Чобхэм» заменил материал «Дорчестер», состоящий (предположительно) из амортизирующего слоя, стали и керамики. Дополнительно танк может оснащаться блоками динамической защиты ROMOR.

Как и советские аналоги, "Челленждер 2" оснащается подвесными топливными баками. Еще одно свойство, подсмотренное у советских инженеров - термо-дымовая аппаратура
Как и советские аналоги, "Челленждер 2" оснащается подвесными топливными баками. Еще одно свойство, подсмотренное у советских инженеров - термо-дымовая аппаратура

Для улучшения пассивной защиты для танка разработан ряд специальных камуфляжей и покрытий, которые призваны снизить его видимость в тепловом спектре. Дополнительно за маскировку отвечает два 5-зарядных дымовых гранатомета L8, которые могут метать осколочные заряды и постановщики ИК-помех. Так же дымовую завесу может поставить система VIRSSS, работающая по принципу советских ТДА – впрыскивая топливо в выпускной коллектор.

Заряжание орудия танка - раздельно-картузное. Слева - направо: метательный заряд ОБПC, выстрел ОБПС L30A1, картуз для фосфорных и HESH боеприпасов, выстрел с белым фосфором L34 и, непосредственно, HESH L31. Выстрелы, картузы и запальные трубки хранятся в разных объемах, что снижает вероятность детонации боеукладки
Заряжание орудия танка - раздельно-картузное. Слева - направо: метательный заряд ОБПC, выстрел ОБПС L30A1, картуз для фосфорных и HESH боеприпасов, выстрел с белым фосфором L34 и, непосредственно, HESH L31. Выстрелы, картузы и запальные трубки хранятся в разных объемах, что снижает вероятность детонации боеукладки

На видео можно увидеть процесс раздельно-картузного заряжания изнутри

Пожалуй, самой необычной особенностью «Челленджера» стал подогреватель (boiling vessel), предназначенный для разогрева пищи. К слову, в британских танках это не ново, и на послевоенном «Центурионе» он тоже был.

Boiling vessel - штатный подогреватель британского танка. К слову, в этом плане Challenger 2 тоже единственный в мире
Boiling vessel - штатный подогреватель британского танка. К слову, в этом плане Challenger 2 тоже единственный в мире

Но самый главный атавизм британского ОБТ – это его орудие. Нарезная пушка ROF L30A1 практически аналогична таковой на танке Chieftain. Главное отличие – длина ствола, увеличенная до 55 калибров. Это единственный современный танк с нарезным орудием. И здесь дело не только в британском упрямстве. Гладкоствольные пушки стали порождением кумулятивных средств поражения, так как излишнее вращение в канале ствола преждевременно разрушало кумулятивную струю. Кроме того их ресурс выше, чем у нарезных орудий. Но точность нарезных орудий значительно выше.

Challenger 2 в Ираке, 2003 год. Машина получила блока навесной динамической защиты и специальную накидку, призванную снизить видимость танка в радио-локационном поле
Challenger 2 в Ираке, 2003 год. Машина получила блока навесной динамической защиты и специальную накидку, призванную снизить видимость танка в радио-локационном поле

Британцев это устраивало по двум причинам: во-первых, основным снарядом был выбран HESH боеприпас, который одинаково успешно может применяться против легкобронированной техники и укреплений. Кроме того, он наиболее эффективен на больших дистанциях, где точность нарезной пушки очень кстати. С другой стороны, ресурс орудия L30A1 был значительно повышен благодаря использованию электрошлаковой переплавленной стали (впервые в западной практике). Так, британский танк является своеобразным рекордсменом: во время войны в Персидском заливе иракский танк был поражен с дистанции в 5,1 километра.

На этой машине можно рассмотреть блоки ДЗ в нижней лобовой детали. Это - следствие боевого опыта. Оказалось, что эта проекция беспрепятственно поражается даже устаревшими средствами, вроде РПГ-7
На этой машине можно рассмотреть блоки ДЗ в нижней лобовой детали. Это - следствие боевого опыта. Оказалось, что эта проекция беспрепятственно поражается даже устаревшими средствами, вроде РПГ-7

Еще одной особенностью орудия «Челленджера 2» является раздельно-картузное заряжание. Для зарядки необходимо сперва отправить в казенник снаряд, а затем метательный заряд (картуз). Воспламенение производится с помощью запальных трубок, которые отдельно устанавливаются в клин. Такой метод требует дополнительных усилий от заряжающего, а на пересеченной местности скорость зарядки может упасть в разы. Положительной стороной картузного заряжания является возможность сэкономить место на боеукладку, и разделить выстрел на три составных части, что снижает вероятность детонации боеукладки при попадании. Боекомплект танка состоит из 52 снарядов, уложенных в бронированные контейнеры. Пространство между ячейками заполнено специальным пламегасящим составом.

У люка заряжающего установлен пулемет L37A2. Опционально он может быть заменен дистанционно-управляемым модулем с крупнокалиберным пулеметом или автоматическим гранатометом
У люка заряжающего установлен пулемет L37A2. Опционально он может быть заменен дистанционно-управляемым модулем с крупнокалиберным пулеметом или автоматическим гранатометом

В остальном – пушка Challenger 2 весьма соответствует времени. Канал ствола хромирован, а снаружи его укрывает термозащитный кожух, который снижает влияние перепада температур на точность стрельбы. Помимо HESH снаряда, в боекомплект танка входит ОБПС L27A1 и дымовые снаряды с белым фосфором – L34. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Механик-водитель располагается полулежа. Конструкция его смотровой амбразуры весьма уязвима, так как находится перпендикулярно к нормали и крайне слабо защищена
Механик-водитель располагается полулежа. Конструкция его смотровой амбразуры весьма уязвима, так как находится перпендикулярно к нормали и крайне слабо защищена

С пушкой L30A1 спарен 7,62-мм пулемет L94A1. L37A2 такого же калибра установлен у люка заряжающего. Возможна его замена дистанционно-управляемым модулем, который вместо стандартного пулемета может нести крупнокалиберный M2HB или автоматический гранатомет.

По бокам башни установлены дымовые гранатометы, которые могут стрелять осколочными гранатами и метать постановщики ИК-помех. С этого ракурса виден "заман" между орудийной маской и смотровой амбразурой механика-водителя
По бокам башни установлены дымовые гранатометы, которые могут стрелять осколочными гранатами и метать постановщики ИК-помех. С этого ракурса виден "заман" между орудийной маской и смотровой амбразурой механика-водителя

Дизельный мотор Perkins 26.6 litre CV 12 является незначительной модернизацией двигателя Challenger 1. Инженеры планировали установку 1500-сильного варианта, но военные предпочли проверенную конструкцию. При массе танка в 62,5 тонны, удельная мощность составила 19,2 л.с.\т. Максимальная скорость по пересеченной местности составила 40 километров в час. После модернизации 2010 года танки получили немецкие трансмиссию и мотор MT-883 Ka-500 мощностью в 1500 сил. Объема стандартных топливных баков (1592 литра) достаточно на 450 километров пути по шоссе. А с использованием подвесных баков запас хода повышается до 600 километров.

Иракский Type 59 и британский Challenger 2 в габаритной дуэли. Высота нашего героя - почти 2,5 метра
Иракский Type 59 и британский Challenger 2 в габаритной дуэли. Высота нашего героя - почти 2,5 метра

Ходовая часть «Челленджера 2» состоит из 6 сдвоенных опорных катков с каждой стороны. Гидропневматическая подвеска второго поколения от William Cook Defence обеспечивает приемлемую плавность хода по пересеченной местности, но ее энергоемкость достигла предела, и при дальнейшем увеличении массы танка без замены узла не обойтись.

До 2002 года было выпущено 446 танков Challenger 2. Из них лишь 206 машин остаются в строевых частях британской армии. Еще 38 танков состоят на вооружении танкистов Омана
До 2002 года было выпущено 446 танков Challenger 2. Из них лишь 206 машин остаются в строевых частях британской армии. Еще 38 танков состоят на вооружении танкистов Омана

В основе СУО машины лежит цифровой баллистический вычислитель с двумя 32-битными процессорами. Командир получил панорамный прицел Sagem VS 580-10 с гидростабилизацией и лазерный дальномер. Также имеется прицел TOGS II с ночным и тепловизионным каналом. Для лучшей осведомленности на поле боя танк оснащен камерами в корме корпуса и на башне.

Итоги

Challenger 2 и, вероятно, Т-72 на учениях в Восточной Европе
Challenger 2 и, вероятно, Т-72 на учениях в Восточной Европе

Challenger 2 выделяется на фоне большинства современных ОБТ. Консервативные решения, вроде картузного заряжания и нарезной пушки, ограничивают возможности машины, одновременно добавляя ей преимуществ. Но как показал опыт боевого применения Challenger 2 в Ираке, у компромиссной конструкции больше недостатков, чем преимуществ. Подробнее об этом мы поговорим во второй части материала.

Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был вам полезным и\или интересным. В этом случае буду признателен за ваш «палец вверх» и подписку. Пока готовится вторая часть – почитайте историю создания предка Challenger 2 – танк проекта MBT 80, который планировался «убийцей Т-64», но устарел еще до начала серийного выпуска:

-MBT-80 - опоздавший на Холодную Войну