Кто инвалид? – Я инвалид. История СМЗ С3А

25.12.2017

Всем известен эпизод из «Операции Ы и других приключений Шурика» Гайдая, где герой Моргунова оказывается за рулем неказистого автомобиля, который своими габаритами контрастирует с огромным актером. На экране увековечили мотоколяску Серпуховского мотозавода, выпускавшуюся с 1958 года.

Легендарный кадр
Легендарный кадр

Автомобиль стал второй моделью мотоколясок, ориентированных на людей с ограниченными возможностями. С3А стала дальнейшим развитием предшественника С-1Л, который, в отличии от киногероя, был трехколесным.

Прообразом машины стал проект НАМИ-031, который почти полностью был воплощен в металле. Единственным отличием от прототипа стал кузов. У НАМИ он юыл выполнен из стеклопластика, а в серию пошел более технологичный, металлический. Подвеска, кроме шуток, повторяла конструкцию ,которую в те годы предпочитал Фердинанд Порше в своих творениях – поперечные торсионы с продольными рычагами. В движение мотоколяска приводилась мотоциклетным двигателем ИЖ-49, мощностью в 8 сил.

Инвалидка?

Особенность данного автомобиля проистекала из советского авторынка. Так, в то время был явным дефицит в автомобилях, что толкало некоторых водителей к покупке С3А в качестве единственной машины. При этом стоит учесть, что мотоколяска не была предназначена для полноценной эксплуатации – с большими дистанциями и нагрузками, оставаясь «моторизированным протезом», как сказал Лев Шугуров.

Говоря об эксплуатационных показателях, наш герой был противоречивой машиной. С одной стороны, динамика была вполне себе «взрослой» - максималка в 60 км\ч. Но недостаточные тормоза (лишь задние – механические и барабанные) и проходимость, обусловленная маленькими колесами, существенно ограничивали возможности машины. Комфорт тоже оставался условным – спартанский салон, и открытый кузов из штампованного металла – это было ну уж очень бедно.

Общая простота конструкции была главным преимуществом машины. Как ни странно, туда же относился и моторр – элементарностьмотоциклетного двухтактника облегчала владение этим автомобилем. Но, стоит отметить, 5 литров на 100 км пробега – это слишком для 8 лошадиных сил. Особенно учитывая низкий ресурс и акустический комфорт.

Мотоциклетное сердце СМЗ
Мотоциклетное сердце СМЗ

Как бы там ни было, но СМЗ сделали мотоколяску, отвечающую требованиям времени. Это было отличное подспорье для инвалидов, параллельно будучи простейшим транспортным средством о четырех колес на советском авторынке. А сегодня – это уже история, которая у С3А порой богаче, чем у более «серьезных» советских машин.