11 033 subscribers

M103 – последний тяжелый танк США

20k full reads

По окончании Второй Мировой американские военные столкнулись с последствиями своего решения не строить тяжелые танки. Основной американский танк, M4 Sherman был хорошей машиной, но ее защищенности и огневой мощи было недостаточно даже при встрече с немецкими танками конца войны, а что говорить о послевоенных разработках?

T43E1 - одна из трехсот машин, вышедших из ворот Chrysler до 1954 года
T43E1 - одна из трехсот машин, вышедших из ворот Chrysler до 1954 года

Германия и СССР использовали свои «Тигры» и ИС в качестве танков прорыва, у британцев был Черчилль – тяжелый и медленный танк поддержки пехоты. В США могли предложить только тяжелый M6, который был построен в нескольких экземплярах, и так и не дошел до фронта.

Еще T43. На испытаниях, которые выявили недочеты прототипа
Еще T43. На испытаниях, которые выявили недочеты прототипа

А если Третья мировая?

Большая масса танка негативно сказывалась на динамике и топливной экономичности. Бака в 1000 литров едва хватало на 130 километров пробега
Большая масса танка негативно сказывалась на динамике и топливной экономичности. Бака в 1000 литров едва хватало на 130 километров пробега

Когда нацисты были повержены, началось послевоенное мироустройство. И в нем бывшие советские союзники превратились во врагов. И все бы ничего, но враги, в полной мере познавшие немецкие танки, имели на вооружении тяжелые ИС-3 и Т-10, вооруженные внушительными 122-мм пушками. У британцев был ответ в виде тяжелобронированного Chieftain со 120-мм орудием, даже французы могли похвастаться своим AMX-50! А что же в США? Американские военные обладали 46-тонным M26 Pershing c 90-мм пушкой, который тоже причисляли к тяжелым машинам, но по защищенности и огневой мощи он значительно проигрывал конкурентам. Причем, тяжелым он был условно. Созданный в то время, когда все – свыше 30 тонн, было тяжелым, уже таковым был лишь номинально. Поэтому требовался срочный и массивный – во всех отношениях – ответ.

Американский танк проигрывал советскому Т-10М в динамике, мощности орудия и защищенности, но альтернатив у военных США не было
Американский танк проигрывал советскому Т-10М в динамике, мощности орудия и защищенности, но альтернатив у военных США не было

Отвратительный T-43

Неправильно будет говорить о том, что США не испытывала тяжелые машины. В 1945 году проходили тестирования различных конфигурация машин с мощными пушками и массивным бронированием. И так бы и продолжалось, но рост напряженности в мире и Холодная Война форсировали процесс. В спешном порядке было заказано несколько сотен танков T-43 со 120-мм пушкой. Но, спустя время и испытания, военные пришли к выводу, что у Т-43 была неудобная башня, непродуманные механизмы наведения и отвратительная баллистика 120-мм снарядов. А к тому моменту было построено уже более 300 танков! Компромиссным решением была модернизация сырых машин.

M103 на учениях американской армии
M103 на учениях американской армии

Проект улучшения получил индекс M103, а готовые танки должны были стать первым американским танком в этом классе со времен Mark VIII, построенного при содействии британцев.

Очень тяжелый M103

M103 обладал массой в 57 тонн и экипажем из пяти человек. Массивная машина могла развить лишь 33 километра в час, а тонны возимого топлива хватало только на 130 километров. Вооружение состояло из 120-мм нарезной пушки M58 со спаренным 7,62-мм пулеметом и 12,7-мм зенитным. Бронирование в самой защищенной области составило 127 миллиметров при угле наклона брони в 50 градусов.

В 1950 году 215 машин модернизировали до уровня M103A1, Танки получили новый прицел наводчика и баллистический вычислитель M14. Кроме того, количество спаренных пулеметов сократили до одного
В 1950 году 215 машин модернизировали до уровня M103A1, Танки получили новый прицел наводчика и баллистический вычислитель M14. Кроме того, количество спаренных пулеметов сократили до одного

Новый танк был готов в то время, когда командующий «европейской» седьмой армии требовал новую машину для поддержки средних танков M48. Основным требованием, как ни странно, была возможность эвакуации. В ходе Второй Мировой немцы пришли к выводу, что большинство танков было потеряно после незначительных поломок и невозможности дальнейшей эвакуации. На фронтах новой, Холодной войны, эта характеристика стала снова актуальной, так как советские танки были совсем рядом.

Замаскированный M103 на учениях по отражению гипотетического "советского вторжения"
Замаскированный M103 на учениях по отражению гипотетического "советского вторжения"

Но и без того M103 страдал от «детских болезней». В ходе испытаний была выявлена крайняя ненадежность моторов и трансмиссий, ресурс которых не превышал 500 километров. Кроме того, испытатели признали неудачное расположение боекомплекта, а гусеницы были склонны к частому спаданию. Но, несмотря на недостатки, танк одобрили.

В 1964 году танки модернизировали до уровня M103A2. Танк получил новый дизельный мотор в 750 сил и стереоскопический дальномер
В 1964 году танки модернизировали до уровня M103A2. Танк получил новый дизельный мотор в 750 сил и стереоскопический дальномер

Из ворот заводов Chrysler вышло 73 машины, которых хватило на оснащение 34-го бронетанкового батальона, который дислоцировался в Европе. Военные с теплом встретили танк, отмечая ощущение защищенности, которое он внушала. Кроме того, 120-мм пушка была более весомым аргументом в борьбе с танками СССР, чем 90-мм орудие среднего M48.

Любимый танк морпехов

По иронии судьбы, весь парк танков, созданных для армии, закончил свой путь в рядах Корпуса морской пехоты. Изначально машины разделили между двумя структурами, но в 1963 году M103 остались только у морпехов. По замыслу командования, это считалось временной мерой – до завершения амбициозного проекта MBT-70 (который, к слову, провалился). Когда его отменили, морякам был предложен более совершенный танк M60, но те предпочти модернизацию тяжелой машины до уровня M103A2 с использованием некоторых агрегатов от M60.

M103A2 с ксеноновым прожектором, которые стали устанавливать на танки с появлением M60
M103A2 с ксеноновым прожектором, которые стали устанавливать на танки с появлением M60

Новый двигатель в 750 сил увеличил максимальную скорость до 37 км\ч, сохранив приемлемую автономность. С полными баками машина проходила почти 500 километров. В таком амплуа танки прослужили до 1972 года, пока их окончательно не списали. Помимо основных модификаций, в армию поставлялись ремонтно-эвакуационные версии M51. А последняя версия машины, как ни странно, была выпущена уже после снятия танка с вооружения. Manned Evasive Target Tank была мишенью, которую использовались для тренировки расчетов противотанковых ракет TOW.

M51 - БРЭМ на базе танка M103
M51 - БРЭМ на базе танка M103

Наступила новая эра основных танков, и тяжелые машины уже не требовались. А первый, по сути, тяжелый танк США так и смог проявить своих качеств на поле боя.