M60A2 Starship – самый необычный американский танк Холодной войны

9 June 2018

В разгар Холодной Войны, противоборствующие блоки находились в постоянном поиске оружия, которое на голову превосходило бы оборудование оппонента. Но, к счастью, долгое время явного перевеса так и не случилось. А в середине 1960-х и американцы и их советские коллеги шли по одинаково ложному пути увлечения противотанковыми ракетами. Считалось, что они навсегда изменят облик танка, и вытеснят «классический», кинетический боеприпас.

Взвод M60A2 на учениях. На фото - машины ранних выпусков, с эжектором на стволе
Взвод M60A2 на учениях. На фото - машины ранних выпусков, с эжектором на стволе

В 1966 году компания General Dynamics представила низкопрофильную башню, которая позволяла совмещать «обычный» боеприпас и противотанковые ракеты. 152-мм пушка-пусковая установка могла стрелять бронебойно-фугасными снарядами и запускать ПТУР через ствол. Новая разработка была рассчитана на использование корпусов от серийного танка M60 Patton.

Рождение «Звездолета»

Будущий M60A2 строился как временная мера до тех пор, пока американо-немецкий проект MBT-70 не достигнет серийной готовности. К слову, 152-мм пусковая установка была идентична той, которую американские специалисты планировали установить на MBT-70, что стало одним из поводов для разногласий с немцами, которые настаивали на классической 120-мм пушке. И они оказались правы! Но это выяснится потом, а пока на дворе – 1971 год, и армия США заказала первую партию удивительных машин.

На видео - учебные стрельбы из "Starship", сопровождаемые монотонными комментариями диктора о несокрушимой мощи, и прочих моментах, оправдывающих расходы на противостояние с СССР

Изначально планировалось модернизировать вес парк танков M60, заменив им башни. Но из ворот завода Chrysler Tank вышло лишь 526 машин. Исключая новую башню и основное вооружение, танки были схожи с «линейными» M60. Корпус в самом усиленном участке обладал 143 мм брони под углом в 45 градусов, а турбодизельный мотор Continental AVDS-1790-2 обладал 850 силами мощности. Это позволяло 52-тонной машине достигать скорости в 48 км\ч по шоссе.

Корпус, шасси и двигатель были аналогичны таковым у линейных M60. Турбодизельный мотор в 850 сил позволял машине достигать скорости в 45 км\ч
Корпус, шасси и двигатель были аналогичны таковым у линейных M60. Турбодизельный мотор в 850 сил позволял машине достигать скорости в 45 км\ч

Все новшества M60A2 крылись в башне. Низкопрофильная конструкция состояла из дискового основания и возвышающейся пусковой установки по центру. Собственно, по этой причине машину прозвали «Starship». У каждого члена экипажа был свой люк. Это было продиктовано боевым отделением, в котором все члены экипажа были изолированы друг от друга. Наводчик и заряжающий разделись укладкой ракет Shilleilagh, а командир находился в задней части – под куполом вращающейся башенки с пулеметом M2HB, высота которой составляла почти половину всего боевого модуля.

В профиль видны габариты командирской башни, которая составляет едва ли не половину высоты остальной конструкции башни A2
В профиль видны габариты командирской башни, которая составляет едва ли не половину высоты остальной конструкции башни A2

Слева от ствола пушки было крепление для ксенонового белого или инфракрасного прожектора. Сзади на башне крепилась корзина для вещей к которой крепились восемь дымовых гранатометов.

Такая современная и такая ненужная пушка

Большую часть компактной башни занимало основное орудие – нарезная 152-мм пушка M162. Как уже упоминалось, она могла стрелять как кинетическими боеприпасами, так и запускать противотанковые ракеты. Короткий ствол обуславливал посредственную баллистику и дальность полета фугасных снарядов, которая не превышала 1,5 километров. Для дальних дистанций подходили ПТУР MGM-51 «Shilleilagh» с дальностью до трех километров.

Экипаж на машине поздних выпусков. Ее выделяет гладкий ствол. Здесь эжектор заменили системой продувки канала ствола сжатым воздухом
Экипаж на машине поздних выпусков. Ее выделяет гладкий ствол. Здесь эжектор заменили системой продувки канала ствола сжатым воздухом

В боеукладке находилось 33 кинетических боеприпаса и 13 ракет. И последние, как считалось, являются главным преимуществом M60A2. После обнаружения наводчиком цели, производился пуск ракеты. После вылета из ствола, стабилизаторы раскрывались и запускался маршевый двигатель. ПТУР летела к цели, удерживаемой по инфракрасному каналу. Пока цель захвачена – ее полет был максимально точным. Требование постоянного сопровождения, в свою очередь, заставляла машину быть на линии огня противника. Но это была не единственная проблема.

Минусом боевого отделения была изолированность членов экипажа, и высокая загазованность после пуска ракет
Минусом боевого отделения была изолированность членов экипажа, и высокая загазованность после пуска ракет

Часто, в момент пуска выхлопы ракетного двигателя попадали в боевое отделение, вызывая ожоги членов экипажа, да и электроника наведения не всегда срабатывала корректно. Пушка была стабилизирована в двух плоскостях, что позволяло вести прицельный огонь кинетическими боеприпасами «с ходу». Но пуск ракет, при этом, не мог производиться в движении.

Посередине башни возвышалась пушка-пусковая установка, запускавшая ПТУР MGM-51
Посередине башни возвышалась пушка-пусковая установка, запускавшая ПТУР MGM-51

Кроме того, на ранних стадиях были случаи детонации боеприпасов в стволе. К этому приводили остатки ракетного топлива в казенной части. Для борьбы с этим эффектом на ранние версии танков ставили традиционный эжектор пороховых газов, которую позже заменили системой продувки канала ствола сжатым воздухом.

На ксеноновый фонарь, который ранее использовался для обычной подсветки устанавливали ультрафиолетовый фильтр, который расширял возможности лазерного дальномера в темное время суток
На ксеноновый фонарь, который ранее использовался для обычной подсветки устанавливали ультрафиолетовый фильтр, который расширял возможности лазерного дальномера в темное время суток

Вторичное вооружение состояло из 12,7-мм пулемета M85 в командирской башенке и спаренного M73, калибра 7,62 мм. Но оба варианта отличались невысокой надежностью и их заменили: командир получил традиционный «Браунинг» M2HB, а к орудию приставили пулемет M240 – лицензионную копию бельгийского FN MAG.

Вторичное вооружение состояло из пулемета M2HB, установленном в командирской башенке
Вторичное вооружение состояло из пулемета M2HB, установленном в командирской башенке

Одним из прорывных новшеств M60A2 стал лазерный дальномер, что былоприменено впервые в американском танкостроении. Прибор был эффективен при дневном свете, но в темноте был эффективен на расстоянии до 600 метров и то – лишь при 25-процентном лунном свете. Для увеличения его дальности в темное врем суток, на ксеноновый прожектор устанавливали ультрафиолетовый фильтр.

История службы и итоги

Всего было собрано чуть более 520 танков M60A2, которые распределялись между армией и Корпусом морской пехоты США. Машине отводилась роль «танка второй линии», целью которой была поддержка наступающих порядков «традиционных» танков. И в этой роли танк прослужил почти десять лет. А ведь вначале планировалось все M60 довести до уровня A2!

Танк, рассматривавшийся как временна мера, прослужил до появления M1 Abrams
Танк, рассматривавшийся как временна мера, прослужил до появления M1 Abrams

Главной проблемой, что примечательно, стала ракета. Авторы конструкции – Ford Aeronutronic – не до конца оценили сложность поставленной задачи, и выпустили сырую конструкцию. По сути, каждый компонент ПТУР MGM-51 был исполнен проблем: проблемы с топливом, проблемы с воспламенением, системой сопровождения и ИК прицельными приспособлениями.

Укладка ракет MGM-51 "Shilleilagh"
Укладка ракет MGM-51 "Shilleilagh"

При этом всем, M60A2 выполнил свою роль «промежуточного танка», который разработали как временную замену до создания MBT-70. Последний, как известно, провалился. Но парк M60A2 дополнял подразделения «классических» M60 вплоть до появления M1 Abrams. Уже в 1981 году все «Звездолеты» были сняты с вооружения. Большинству танков вернули башни танков M60A3, а некоторые машины переделали в мостоукладчики M60 AVLB и радиоуправляемые машины разминирования Panther.

Несмотря на изначальные планы по пероборудованию всех M60 в версию A2, недоработки конструкции и невысокая надежность ракетного комплекса ограничили выпуск 526 машинами
Несмотря на изначальные планы по пероборудованию всех M60 в версию A2, недоработки конструкции и невысокая надежность ракетного комплекса ограничили выпуск 526 машинами

Да и к попытке «подружить» ракетное вооружение с танками американцы, в отличие от советских коллег, более не возвращались, продолжая развивать кинетические ракетные боеприпасы. Таким образом, M60A2 оказался последним ракетным танком США, пережив M551 Sheridan, ставшим первым в своем роде.

Спасибо за внимание! Читайте также:

О последнем тяжелом танке США - M103

Малоизвестные факты о следующем американском ОБТ - M1 Abrams

M60 в Ираке - последний бой танка Холодной Войны

MBT-70 - почему проект перспективного танка провалился?