11 035 subscribers

MBT-70: чем был плох прототип M1 Abrams?

3,9k full reads

В 60-х годах прошлого века западный блок справедливо озаботился ростом качества советских танков в связи с выходом революционного Т-64. Было решено объединить усилия Германии и США по созданию нового ОБТ. Но спустя годы от проекта отказались. Сегодня мы посмотрим, чем оказался плох танк, на который возлагали такие надежды.

Сведения разведки о перспективном советском танке (Future Soviet Tank) стали толчком к началу работ.
Сведения разведки о перспективном советском танке (Future Soviet Tank) стали толчком к началу работ.

Толчком к идее создания абсолютно нового танка стали донесения разведки о создании нового танка в СССР. Сперва ошибочно считалось, что оппоненты разрабатывают обновленный Т-62 с автоматом заряжания и улучшенной броней, который в итоге оказался харьковским Т-64. Даже обрывочных сведений было достаточно, что бы понять: существующему парку танков М60 пришлось бы не сладко в случае «горячей» войны. Военные начали искать решение, которое стало бы адекватным ответом советской танковой армаде. В то же время, в ФРГ немецкие военные были едва не в более расстроенных чувствах: относительно недавно построенный Leopard 1 оказался малоактуальным всего через несколько лет эксплуатации. Был подготовлен пакет обновлений для машины, но он оказался слишком амбициозным, что бы быть реализованным в то время. Результатом стало объединение усилий для создания единого танка для армий США и ФРГ.

Танк M60 Patton, находившийся на вооружении США не отвечал даже той части характеристик советской новинки, о которой удалось узнать разведке.
Танк M60 Patton, находившийся на вооружении США не отвечал даже той части характеристик советской новинки, о которой удалось узнать разведке.

Трудности перевода

Однако с первых дней стало ясно, что такая идея провальная: каждая сторона пыталась «протолкнуть» решения, более привычные ей. Пушка, двигатель, конструкция – все было многократно оспорено. Стоит отметить, что даже единицы измерения стали предметом спора: немецкий килограмм, или американский фунт? В итоге, было решено строить машину, создавая документацию в двух системах – что значительно увеличило стоимость проекта.

Гидропневматическая подвеска позволяла увеличивать углы вертикальной наводки и менять клиренс, используя неровности поля боя.
Гидропневматическая подвеска позволяла увеличивать углы вертикальной наводки и менять клиренс, используя неровности поля боя.

Сама машина включала множество передовых для своего времени решений. Так, машину оснастили гидропневматической подвеской, которая позволяла 50-тонному танку менять клиренс в диапазоне от 10 - до 70 сантиметров. Бронирование было комбинированным. Внутренний слой состоял из мягкой стали, которая минимизировала количество осколков, а наружный – из более крепкой холоднокатаной стали. Между слоями оставили воздушный слой, который «брал» на себя основной ущерб от кумулятивной струи. Ниша для хранения снарядов получила вышибные панели, которые спасали экипаж от взрывной волны в случае детонации боекомплекта.

Высота MBT/Kpz-70 лишь незначительно превышала этот показатель у шведского Strv-103, который был лидером по этому показателю среди машин НАТО.
Высота MBT/Kpz-70 лишь незначительно превышала этот показатель у шведского Strv-103, который был лидером по этому показателю среди машин НАТО.

Описывая главные преимущества советских танков, специалисты НАТО часто указывали на низкий силуэт, что было неоспоримым преимуществом. Потому высота стала одним из главных критериев, ведь огромный M60 был легкой мишенью из-за своих габаритов. Конструкторам удалось достичь высоты MBT-70 до верхней точки башни в 2,2 метра, что было лишь на 10 сантиметров больше, чем у «безбашенного» Strv 103. Но в таком компактном корпусе не осталось места для механика-водителя! Его поместили в башню в отдельный купол, который сохранял направление вне зависимости от положения башни.

Поворотная капсула механика-водителя, которая стала компромиссом и обратной стороной медали низкого силуэта.
Поворотная капсула механика-водителя, которая стала компромиссом и обратной стороной медали низкого силуэта.

Перспективная машина разрабатывалась для двух моторов. Американцы использовали новейший мотор Continental AVCR мощностью в 1470 сил и воздушным охлаждением. Немецкая сторона сперва предложила мотор Daimler-Benz, который вскоре уступил место MTU 1500 (1496 сил). Этот моторно-трансмиссионный блок обладал компактностью и простотой демонтажа. Так, замена силовой установки занимала лишь 15 минут. Оба силовых агрегата позволяли танку развивать скорость в 69 км\ч, что было отличным показателем для машины, весом в 50 тонн.

Двухствольный танк VT - первая попытка немцев увеличить огневую мощь Leopard-1.
Двухствольный танк VT - первая попытка немцев увеличить огневую мощь Leopard-1.

Еще одним различием в американской и немецкой версии стало вооружение. Немцы решили не изобретать велосипед, применив новейшую танковую пушку Rheinmetal калибром в 120 миллиметров с автоматом заряжания. Американцы пошли иным путем, применив 152-мм пушку-пусковую установку XT-150. Для ближнего боя с бронетехникой и пехотой противника предполагалось использование «классических» снарядов. А для поражения противников на значительном удалении через ствол можно было запустить ПТУР «Шиллейла». В качестве зенитного вооружения была немецкая автоматическая пушка Rh 202, которая «в походном» положении убиралась в башню. Это орудие оснащалось двумя лентами: бронебойной и разрывной, что позволяло вести борьбу с легкой бронетехникой, пехотой, и низколетящими объектами. Как и основное вооружения, она заряжалась автоматически, что позволило сократить экипаж до трех человек. Со стволом был спарен пулемет калибра 7,62. А по бокам башни устанавливались мортирки для постановки дымовой завесы.

Запуск противотанковой ракеты "Шиллейла" через ствол орудия XT-150.
Запуск противотанковой ракеты "Шиллейла" через ствол орудия XT-150.

Нереализованные надежды

В 1965 году подготовили первую партию для испытаний. Было создано семь немецких версий, и семь – американских. В следующем году испытали «нижнюю часть» - с подвеской и моторно-трансмиссонным отделением, а в 1968 приступили к испытанию всех систем готовых прототипов.

Ходовые испытания подвески и мотора.
Ходовые испытания подвески и мотора.

Сразу же выяснилось, что компромисс для механика-водителя не спас положения. Испытатели жаловались, что при повороте башни они дезориентируются в пространстве. Естественно, это предполагалось, но разработчики наивно почитали, что расположение места водителя к центру башни минимизирует этот эффект.

Подвижность машины существенно превышала показатели танка M60.
Подвижность машины существенно превышала показатели танка M60.

Поводом для печали американских конструкторов стала пушка. В то время как немецкая Rheinmetall демонстрировала отличные показатели, XM-150 доставила проблем. Созданная по образу и подобию пушки ракетного танка M551 Sheridan, новинка унаследовала и ряд проблем. Во-первых, ПТУР Шилейла требовал сопровождения наводчиком ее полета до цели, что требовало прямой видимости, подвергая риску машину. Кроме того, относительно короткая XM-150 обладала отдачей, которая была заметна даже на 50-тонной машине. При этом системы управления огнем противотанковой ракеты были чрезмерно капризными и ненадежными.

20-мм пушка Rh 202 обладала дистанционным управлением. Изначально ее устанавливали на немецкую БМП Marder
20-мм пушка Rh 202 обладала дистанционным управлением. Изначально ее устанавливали на немецкую БМП Marder

В остальном, программа, в общем, выполняла поставленные цели. Готовый прототип значительно превосходил имеющийся у США M60. Параметр «нахождения под огнем», который включал в себя все показатели подвижности, превышал таковой у всех существующих машин НАТО. Его максимальная скорость была выше, а разгон - в три раза быстрее, чем у предшественника. Более совершенная подвеска позволяла двигаться на высокой скорости по пересеченной местности, не вызывая дискомфорта у экипажа, что для М60 было невозможным. Время прохождения тестовой полосы препятствий было на треть меньше. Но даже в условиях Холодной Войны, деньги оставались деньгами.

XM-803, установленный у военно базы Форт-Нокс.
XM-803, установленный у военно базы Форт-Нокс.

Печальный итог

К моменту испытаний первых образцов, стоимость проекта в пять раз превысила изначальный миллион долларов (6,7 миллионов по нынешнему курсу) на одну машину. Правительство США стало препятствовать такому дорогостоящему танку, на что военные ответили более простой и дешевой альтернативой. После официального выхода из соглашения с ФРГ, американцы продолжили работы над своей версией прототипа. Проект XM803, по сути, стал значительно более дорогим М60, который незначительно превышал его характеристики. Это привело к его закрытию осенью 1971 года. Все наработки были направлены на программу XM815, которую переименовали в XM1 – прототип, давший армии США танк M1 Abrams. А немецкие конструкторы продолжили совершенствовать свой Kpz-70, который спустя несколько лет стал танком Leopard-2.

XM 815, который впоследствии стал танком M1 Abrams.
XM 815, который впоследствии стал танком M1 Abrams.

Несмотря на астрономическую стоимость, и некоторые оговорки, работа над совместным проектом позволила отработать многие совершенно новые решения, которые были применены в новом поколении американских и немецких машин, которые находятся в строю более тридцати лет. MBT/Kpz-70 стал площадкой для выбора наиболее жизненных решений, которые на десятилетия предопределили танковый парк НАТО.

Прототип танка Leopard 2 (1978 год).
Прототип танка Leopard 2 (1978 год).