Немецкое наследство. Техника Третьего Рейха после войны. | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен
11 079 subscribers

Немецкое наследство. Техника Третьего Рейха после войны.

71k full reads
82k story viewsUnique page visitors
71k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Немецкие инженеры славятся своими конструкциями – и период второй мировой – не исключение. Многие решения, использованные на технике Вермахта, были революционными. А эффективность отдельных элементов ввергала в ужас союзников. Великолепная баллистика орудий, первоклассная оптика – все это было веским преимуществом. Но, как бы это ни было, а война – это не выставка достижений. И в боевых действиях, как оказалось, выиграли не градусы наведения пушек, и не лошадиные силы моторов. Лучшей оказалась та техника, которая отличалась простотой, надежностью и ремонтопригодностью. Много ли радости от страшной «ахт-ахт» («народное» название 88-миллиметровой пушки) Тигра, если Тигр застрял в грязи? Все это обусловило низкую распространенность немецких разработок в послевоенных конфликтах. Т-34-85 воевал до 90-х годов прошлого века. А два уцелевших Тигра копят пыль в музеях.

Но не ко всей технике Германии это утверждение применимо. Были и образцы, пережившие эпоху, их породившую. Как водится, это относилось не к тем ярким образцам, которых восхваляла пропаганда, а к самым серым лошадкам, на которых планировался Drang Nach Osten. Сегодня мы поговорим об удачных разработках, использовавшихся после краха нацистской Германии.

Jagdpanzer 38 (t) Hetzer

Немецкий истребитель танков, разработанный чехословацкой компанией ВММ. В основе машины лежит шасси легкого танка PzKpfw 38(t), на котором смонтирован новый броневой корпус и 75- мм орудие. Изначально предполагалось, что эта машина станет дешевым аналогом StuG III, но постепенная потеря промышленности Германией на исходе войны сделала эту машину едва ли не основой парка самоходной артиллерии. Кроме того, планировалась целая серия новых танков и САУ на чешской базе – но реализовать планы не успели. До конца войны успели произвести почти три тысячи этих машин, которые зарекомендовали себя неприхотливой и эффективной боевой единицей. После войны в Чехословакии осталось более двух тысяч Jagdpanzer 38 в разной степени кондиции. Планировалось возобновить их выпуск для нужд армии Чехословакии, но армейское руководство страны посчитало конструкцию машины неудачной. В целях экономии достроили те машины, которые были собраны более, чем на три четверти. Более трехсот машин приняли на вооружение под индексом ST-I. Спустя два года изначальную партию расширили еще на 110 машин.

"Хетцеры" на месте сбора подбитой техники.
"Хетцеры" на месте сбора подбитой техники.
"Хетцеры" на месте сбора подбитой техники.

Кроме чехов, к самоходке проявили интерес в Швейцарии, которая имела на вооружении лишь 24 танка (!) Чехословацкого производства. На базе стареющих Pz.38 пытались сделать свою САУ по образу и подобию StuG. Но проект штурмового орудия, обозначенный как NK II, заморозили ввиду окончания войны, и ненадобности собственного производства оружия. Так страна снова обратилась к Чехословакии. Комиссия обратила внимание на «Хетцеры», которые с рядом доработок были закуплены. Установочная партия прошла испытания в швейцарских Альпах, удовлетворив военных и САУ приняли на вооружение под индексом G-13. Изменения коснулись, прежде всего, орудия. Запасы изначально устанавливаемой PaK 39\2 подошли к концу, и инженеры приспособили установку орудия PaK 40, которое для немцев делали чехи. Отличия иной пушки были в другом снаряде и наличии дульного тормоза. Мотор, изначально бензиновый, заменили на дизельный аналог швейцарского производства. Швейцарский заказ продлил производственную жизнь «Хетцера» до 1952 года. А на вооружении эти САУ находились до 1972 года.

Немецкое наследство. Техника Третьего Рейха после войны.

Швейцарское исполнение немецкой самоходки с чешскими корнями - G13. Можно заметить дульный тормоз, который был отличием пушки PaK 40.

StuG

После окончания войны, на улицах городов осталось множество подбитой техники. Чехословакия не была исключением. До поры на нее не обращали внимания. Лишь в конце 1945 года подбитые и брошенные машины начали собирать на ремонтных базах. Первые самоходки вышли из ворот в 1946 году. Отремонтированную САУ чехи назвали ShPTK 40/75N. За последующий год было восстановлено еще две машины – на том работы приостановили. Собранные единицы отправили в учебные части, где комиссия дала им зеленый свет – спустя несколько модификаций. Так, орудийную маску надлежало сделать литой. А вентилятор боевого отделения – более мощным. В 1949 году машину переименовали в SD 40\75N. К этому моменту было восстановлено 124 StuG 40. Машины отличались от немецкого прообраза незначительно. На них принципиально не крепились бортовые экраны. А некоторые машины получили дополнительные ящики для запчастей и инструмента. Предлагались проекты по установке на САУ более мощных орудий собственного и советского производства. Но к концу 1953 года на территории Чехословакии начали производить лицензионную копию советской СУ-100, а немецкие самоходки постепенно выводить на хранение. К весне 1955 все 108 машин были выведены в резерв. После они были переданы в Сирию, где успели повоевать с израильтянами в ходе шестидневной войны.

SD 40\75N на параде в столице Сирии.
SD 40\75N на параде в столице Сирии.
SD 40\75N на параде в столице Сирии.

PzKpfw IV

PzKpfw IV Ausf J в танковом музее Израиля (г. Латрун)
PzKpfw IV Ausf J в танковом музее Израиля (г. Латрун)
PzKpfw IV Ausf J в танковом музее Израиля (г. Латрун)

Один из самых массовых танков Вермахта, который изначально планировался как «дополнительная машина» парка Pz III. Но он не только пережил «младшего брата» и стал основой для множеств артиллерийских систем, но и пережил войну, для которой создавался. Ввиду массовости и обилия модификаций, эта машина активно передавалась союзникам из стран Оси, что расширило географию применения «четверок». После войны эта тенденция приобрела другие формы, но не угасла. Обилие «бесхозных» машин активно передавались странам, критично нуждавшимся в какой-либо бронетехнике. Так, к началу 50-х годов полсотни машин были переданы Сирии, до 70 - Египту. Эти машины снова оказались в горниле конфликтов, которые возникали в арабском мире. Танк успел поучаствовать в войне за независимость Израиля, Суэцком кризисе и Шестидневной войне. После победы Израиля в последней, трофеями стало до двухсот Pz IV, которые находились на вооружении резервных частей до 1975 года. Считается, что последние выстрелы эта машины произвела в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Они были на вооружении иракцев.

Немецкое наследство. Техника Третьего Рейха после войны.

Уничтоженные PzKpfw IV на Голанских высотах.
Уничтоженные PzKpfw IV на Голанских высотах.
Уничтоженные PzKpfw IV на Голанских высотах.