Почему Т-34 – лучший танк Великой Отечественной Войны?

3,9K прочитали

Несмотря на вполне открытые результаты Второй Мировой войны, до сих пор не утихают споры на счет легендарных боевых машин. И одна из главных тем этих споров – Т-34. С одной стороны, глупо отрицать вклад, который привнесли в Победу советские танкисты на этих машинах. Но с другой – до сих пор находятся любители теоретических «но», которые пытаются оправдать их преимущества неким чудом. А титул «лучших» приписывается машинам оппонентов – с оговорками «если бы». Сегодня мы попытаемся просто, и с фактами разобрать те свойства Т-34, которые сделали феноменальную машину лучшим танком своего времени.

Т-34, производство которого было начато в 1940 году, стал первым средним танком с длинноствольным орудием большого калибра.
Т-34, производство которого было начато в 1940 году, стал первым средним танком с длинноствольным орудием большого калибра.

Защищенность

Если смотреть на «сухие» цифры, то Т-34 не кажется каким-то колоссом: в самых защищенных местах толщина брони не превышала 45 мм. Но она была наклонена! Лобовая деталь корпуса – под углом в 60 градусов, бортовая – в 40. Это приводило к гарантированному рикошету снарядов, калибром меньше 45 мм. А до вторжения в СССР именно 37-мм пушки PaK 36 составляли основу противотанковой артиллерии Вермахта.

Подбитый Т-34-76. Роковыми стали попадания в бортовую проекцию из орудий большого калибра, а на башне можно заметить множественные отметины от попаданий 37-мм снарядов
Подбитый Т-34-76. Роковыми стали попадания в бортовую проекцию из орудий большого калибра, а на башне можно заметить множественные отметины от попаданий 37-мм снарядов

Казалось бы – где радость? Ведь у немцев были и 50-мм орудия, и даже 75-мм – пусть и короткоствольные. Но здесь выходит второе преимущество защищенности Т-34 – приведенная толщина брони. Иначе говоря, 45-мм лобовая плита при своем наклоне (60 градусов) для вражеского снаряда являет препятствие толщиной в 90 мм. Так, в начале войны немецким артиллеристом требовалось до пяти попаданий 50-мм подкалиберным PzGr. 40, что бы поразить Т-34. А панацеей в борьбе с этим танком становились зенитные пушки калибра 88 миллиметров.

Схема бронирование Т-34. Рациональный наклон бронелистов позволил при относительно небольшой их толщине добиться высокой защищенности танка.
Схема бронирование Т-34. Рациональный наклон бронелистов позволил при относительно небольшой их толщине добиться высокой защищенности танка.

Огневая мощь

К началу войны самым мощным немецким танковым орудием была 75-мм KwK 37. При этом, поразить Т-34 она могли лишь с помощью кумулятивных боеприпасов.
К началу войны самым мощным немецким танковым орудием была 75-мм KwK 37. При этом, поразить Т-34 она могли лишь с помощью кумулятивных боеприпасов.

По каким-то причинам, Т-34 любят сравнивать с поздними конкурентами. Дескать, что же особенного в 76-мм пушке, когда у немцев была длинноствольная 75-мм KwK 42, и знаменитая KwK 36 (88-мм). Но это было потом! Когда в СССР был налажен серийный выпуск Т-34, весь мир еще жил межвоенными канонами, оснащая средние танки относительно слабыми пушками.

В тоже время, длинноствольная 76-мм пушка Т-34 не имела проблем с поражением немецких аналогов. А ее мощный осколочно-фугасный снаряд был хорошим подспорьем с пехотой противника
В тоже время, длинноствольная 76-мм пушка Т-34 не имела проблем с поражением немецких аналогов. А ее мощный осколочно-фугасный снаряд был хорошим подспорьем с пехотой противника

К началу войны основным немецким танком был Pz.Kpfw III c уже бесполезной 37 мм пушкой KwK 36. Согласно советским отчетам, к весне 1942 года из всех Т-34 и КВ-1, вернувшимся в тыл на ремонт, лишь немногие были поражены 37-мм пушками (21 сквозное попадание). Иначе говоря – ничтожно малое количество. Чего не скажешь про 76-мм орудие советского танка: исключая дефицитный подкалиберный боеприпас, даже тупоголовый бронебойный (БР-350А) поражал 70 миллиметров наклонной брони с расстояния в 500 метров. А к концу 1942 года самые защищенные Pz.Kpfw IV обладали 50-мм лобовой броней.

76-мм орудия Ф-34 перед установкой в башни Т-34 образца 1940 года. Немецкие средние танки начального этапа войны для этой пушки были посильной мишенью.
76-мм орудия Ф-34 перед установкой в башни Т-34 образца 1940 года. Немецкие средние танки начального этапа войны для этой пушки были посильной мишенью.

Относительная простота

Производство "тридцатьчетверок" в Нижнем Тагиле. Высокие боевые качества советской машины соседствовали с ее технологичностью, что снижало сложность и стоимость производства
Производство "тридцатьчетверок" в Нижнем Тагиле. Высокие боевые качества советской машины соседствовали с ее технологичностью, что снижало сложность и стоимость производства

Спроектировать лучший танк – да простят меня за утрирование – проще, чем создать лучшую машину, которую можно производить здесь и сейчас – в больших количествах. К примеру, немецких Pz.Kpfw V Panther до конца войны было собрано чуть менее 6 тысяч. В тоже время, в СССР лишь в 1944 году было произведено 10,6 тысяч Т-34-85. При этом ремонт и ввод в строй поврежденного Т-34 занимал меньше времени, средств и сил персонала, чем в случае с немецкими машинами.

Замена трансмиссии Т-34 "в поле". Доступность агрегатов и продуманность конструкции позволяли произвести большинство ремонтных работ без возврата на завод
Замена трансмиссии Т-34 "в поле". Доступность агрегатов и продуманность конструкции позволяли произвести большинство ремонтных работ без возврата на завод

Неявной заслугой конструкторов была продуманность компоновки и конструкции машины. Это позволяло в кратчайшие сроки освоить производство новых машин в больших количествах. К слову, в рейтинге «10 величайших танков» от канала Military Channel, Т-34 получил заслуженное первое место, в частности, за свою технологичность.

Полевой ремонт ходовой части "Тигра" из 508-го батальона в Италии. Из-за усложненной конструкции относительно банальное повреждение ходовой части надолго выводило машину из строя.
Полевой ремонт ходовой части "Тигра" из 508-го батальона в Италии. Из-за усложненной конструкции относительно банальное повреждение ходовой части надолго выводило машину из строя.

Массовость

Pz.Kpfw VI Tiger во время Курской битвы. Орудия новых немецких танков позволяли с недосягаемых расстояний бороться с Т-34. Но чрезвычайно дорогие и "сырые" конструкции исключали количественное преимущество
Pz.Kpfw VI Tiger во время Курской битвы. Орудия новых немецких танков позволяли с недосягаемых расстояний бороться с Т-34. Но чрезвычайно дорогие и "сырые" конструкции исключали количественное преимущество

Из прошлого пункта происходит следующее – массовость. Как бы ни цинично это звучало, но место одного подбитого Т-34 могли занять еще две машины. На Курской дуге сошлось беспрецедентное количество бронетехники с количественным превосходством советских машин. Мнения историков о потерях до сих разнятся: по одной из версий, за 50 дней немецкая сторона потеряла 2-3 тысячи танков и САУ, а количество уничтоженных советских машин превышает 6000. Но если учесть, что версии потерь отличаются друг от друга на тысячи, будем отталкиваться лишь от соотношений: советские танки подбивали чаще.

"Свежие" Т-34, поступившие в район Курского выступа. К тому моменту 76-мм орудия уже не могли на равных бороться с "Тиграми" и "Пантерами", и их  брони не было достаточно для защиты от новой бронетехники Германии. Но их технологичность и простота позволяли производить из в больших количествах
"Свежие" Т-34, поступившие в район Курского выступа. К тому моменту 76-мм орудия уже не могли на равных бороться с "Тиграми" и "Пантерами", и их брони не было достаточно для защиты от новой бронетехники Германии. Но их технологичность и простота позволяли производить из в больших количествах

А здесь уже проявляется банальная математика войны. Если Гитлер делал ставку на свое «супер оружие», коим считал новейшие танки Pz.Kpfw V Panther и истребители танков Ferdinand, то в СССР обошлись без рискованных экспериментов, наращивая темпы выпуска имеющихся машин. Как итог – советская промышленность победила. Сырые немецкие конструкции страдали от поломок и недоработок: чего стоит отсутствие оборонительного вооружения «Фердинанда», который делал неприступную, казалось бы, САУ относительно простой добычей для пехоты. А технологичные и надежные Т-34 в больших количествах поступали на фронт с заводов, и возвращались в строй после тылового ремонта.

Люди

Немецкие пехотинцы исследуют подбитый Т-34. Лишь этот танк создал феномен немецкой "танкобоязни", при том, что с превосходящими конструкциями немецкие танкисты сталкивались и раньше
Немецкие пехотинцы исследуют подбитый Т-34. Лишь этот танк создал феномен немецкой "танкобоязни", при том, что с превосходящими конструкциями немецкие танкисты сталкивались и раньше

И наконец, параметр, который сложно измерить миллиметрами и калибрами – люди. К началу войны Германия не была лидером танкостроения – ни в количественном, ни в качественном отношении. Более того, до вторжения в СССР немцы сталкивались со сложными мишенями. Так, во время Французской кампании, 2,9 тысячам немецких танков противостояло 4,6 тысячи машин противника. Причем, самым массовым немецким танком был Pz.Kpfw II с 20-мм пушкой (880 машин). А что же им противостояло? 206 танков B1 bis: с 60-мм лобовой броней, и вооружением, состоящим из двух орудий – калибра 75 и 47 мм. Теоретически неуязвимый танк, который мог поразить любую немецкую машину. Добавьте сюда 264 средних танков Somua S35 с 40-мм броней и 47-мм орудием. Тот же случай: машина могла уверенно поражать любой немецкий танк, а ее брони было достаточно для защиты от 37-мм пушки PaK 36. Сюда же можно отнести и британскую Matilda II, для борьбы с которой годилась лишь 88-мм зенитная пушка. Но все это не помешало молниеносной оккупации Франции.

Подбитый Т-34 после тарана немецкой гаубицы. Этот снимок иллюстрирует одно из главных преимуществ советского танка - людей, которые вели его в бой
Подбитый Т-34 после тарана немецкой гаубицы. Этот снимок иллюстрирует одно из главных преимуществ советского танка - людей, которые вели его в бой

Немцы учли этот опыт, и к границам СССР подходил опытный противник с кумулятивными и подкалиберными боеприпасами в боекомплекте. И противостояли ему лучшие люди на танках, созданных такими же лучшими людьми. Невзирая на потери, поражения превосходство или отставание, напор и самоотверженность советских солдат позволили отбросить и разгромить опытного и грозного противника.

Итоги

Т-34 изменил не только взгляд на конструкцию танков, но и тактику их применения. Если к началу войны танки рассматривались как средство поддержки пехоты (в первую очередь), то впоследствии акценты сместились на борьбу с аналогичными машинами
Т-34 изменил не только взгляд на конструкцию танков, но и тактику их применения. Если к началу войны танки рассматривались как средство поддержки пехоты (в первую очередь), то впоследствии акценты сместились на борьбу с аналогичными машинами

Пожалуй, добавить к вышесказанному нечего. Т-34 заслуженно считается лучшей машиной, а по совокупности характеристик – революционной. Маневренность, защищенность и огневая мощь – три составляющих, которые советские конструкторы заключили в технологичном танке, который на долгие годы заложил основы средних танков. Несмотря на кажущуюся простоту, повторить советский успех немцам так и не удалось (хотя очень хотелось). По словам Гейнца Гудериана, причина тому была простая: немецкая промышленность не смогла бы в сжатые сроки создать аналогичную машину. Именно поэтому на фронт отправлялись грозные и тяжелые «Тигры» и «Пантеры» - хорошо бронированные, отлично вооруженные. Но такие дорогие, сложные в ремонте и дорогие в производстве!

На протяжении ВОВ у противников и союзников были машины - превосходящие Т-34 в той или иной степени. Но именно совокупность ключевых характеристик советской машины стала залогом его побед.
На протяжении ВОВ у противников и союзников были машины - превосходящие Т-34 в той или иной степени. Но именно совокупность ключевых характеристик советской машины стала залогом его побед.

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить «палец вверх» - если материал вам понравился. А для дополнений, споров и критики – прошу в комментарии, где всегда ценится аргументированное мнение. По ссылкам ниже – иные тексты о тех или иных закономерностях танкостроения Второй Мировой: