Противотанковая самоходка Jagdtiger: Колосс на глиняных ногах. Часть-2

39k full reads
48k story viewsUnique page visitors
39k read the story to the endThat's 82% of the total page views
6 minutes — average reading time

Производство новой самоходки стартовало в феврале 1944 года и продолжалось до самого конца войны. Завод Nibelungewerke в Австрии успел выпустить не более 88 шасси (по другим данным – лишь 80) Jagdtiger. Большинство машин имели «шахматную» подвеску Книпкампа, но некоторое количество получили менее выносливое, но дешевое в производстве шасси Порше. Кроме того, не всем достались 128-мм орудия – четыре САУ получили 88-мм PaK 43, предназначавшиеся для «Фердинандов».

Типы подвесок Jagdtiger: сверху - конструкция Книпкампа, аналогичная таковой на Koenigstiger. ниже - конструкция Порше, которая отличалась дешевизной, технологичностью и низкой надежностью
Типы подвесок Jagdtiger: сверху - конструкция Книпкампа, аналогичная таковой на Koenigstiger. ниже - конструкция Порше, которая отличалась дешевизной, технологичностью и низкой надежностью
Типы подвесок Jagdtiger: сверху - конструкция Книпкампа, аналогичная таковой на Koenigstiger. ниже - конструкция Порше, которая отличалась дешевизной, технологичностью и низкой надежностью

В этот период немецкие войска находились в крайне упадочных настроениях: стремительная потеря территорий, перебои со снабжением и поражения тому способствовали. На этом фоне «Ягдтигр» был особенно расточительным – он потреблял много топлива, часто ломался и нагружал и без того страдающую логистику. Проблемой была и буксировка вышедших из строя машин. Для этого требовалась БРЭМ Bergepanther и два полугусеничных тягача Sd.Kfz.9. Из-за этого обстоятельства, немалое количество САУ были брошены или уничтожены собственными экипажами после поломок и исчерпания запаса топлива.

Орудие последнего броска

653-й тяжелый батальон истребителей танков был главным получателем новых машин. Ранее это подразделение было укомплектовано самоходками Ferdinand и Elephant, а в сентябре 1944 года в подразделение прибыли первые «Ягдтигры». Несмотря на катастрофическое положение на Восточном фронте, подразделение направили на запад.

Единственным средством для борьбы с пехотой был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в верхнем лобовом бронелисте. Но, справедливости ради - концепция "Ягдтигра" не предусматривала встречу с вражеской пехотой
Единственным средством для борьбы с пехотой был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в верхнем лобовом бронелисте. Но, справедливости ради - концепция "Ягдтигра" не предусматривала встречу с вражеской пехотой
Единственным средством для борьбы с пехотой был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в верхнем лобовом бронелисте. Но, справедливости ради - концепция "Ягдтигра" не предусматривала встречу с вражеской пехотой
А вот зенитный пулемет был вполне обоснован, ибо львиная доля потерь машин пришлась на атаки союзнической авиации. Но, опять же, нет ни единого примера уничтожения самолета зенитным MG-42
А вот зенитный пулемет был вполне обоснован, ибо львиная доля потерь машин пришлась на атаки союзнической авиации. Но, опять же, нет ни единого примера уничтожения самолета зенитным MG-42
А вот зенитный пулемет был вполне обоснован, ибо львиная доля потерь машин пришлась на атаки союзнической авиации. Но, опять же, нет ни единого примера уничтожения самолета зенитным MG-42

Все самые боеспособные подразделения, к которым относился и 653 батальон, были собраны для последнего масштабного контрнаступления немцев под Арденнами. Ввиду того, что это был последний шанс, новейшие САУ тоже направили туда. Более того, некоторые американские танкисты уверяли, что сражались с «Ягдтиграми», что есть лишь заблуждением. Ни одна самоходка не смогла доехать до фронта – постоянные поломки и зимние дороги «победили» машину раньше.

Истребитель танков с подвеской Порше, только сошедший с железнодорожной платформы
Истребитель танков с подвеской Порше, только сошедший с железнодорожной платформы
Истребитель танков с подвеской Порше, только сошедший с железнодорожной платформы

После этого эпизода взвод «Ягдтигров» принял участие в операции «Nordwind» - немецком наступлении на Страсбург. 4 января 1945 года три машины заняли позиции на склоне, наблюдая за полем боя близ городка Римлинг. Правда, стояние оказалось недолгим: машина с бортовым номером 134 была поражена в борт снарядом из истребителя танков M36. Последовавшая детонация боекомплекта уничтожила ее вместе с экипажем. Две оставшихся самоходки вышли из строя при попытки отступления, и были брошены экипажами.

Уничтоженная машина 653 дивизии. Не исключено, что поломанную САУ подорвал собственный экипаж
Уничтоженная машина 653 дивизии. Не исключено, что поломанную САУ подорвал собственный экипаж
Уничтоженная машина 653 дивизии. Не исключено, что поломанную САУ подорвал собственный экипаж

Первые успехи новые САУ продемонстрировали лишь к концу месяца. В битве на линии Мажино огнем 128-мм орудий было уничтожено несколько бункеров и американских M4 Sherman. К тому моменту батальон, наконец, достиг полной штатной численности: 42 Jagdtiger, к которым приставили шесть зенитных самоходок Mobelwagen и Wirbelind.

Оснащение 653 дивизии зенитными самоходками позволили дать некоторый отпор американским самолетам
Оснащение 653 дивизии зенитными самоходками позволили дать некоторый отпор американским самолетам
Оснащение 653 дивизии зенитными самоходками позволили дать некоторый отпор американским самолетам

Но после недельного марша в 200 километров в исправном состоянии было лишь 22 машины. В феврале-марте подразделение участвовало в серьезных сражениях с Союзниками. Машины успешно уничтожали укрепления и бронетехнику противника. Так, 14 марта взводом «Ягдтигров» был разбита американская колонна танков Sherman. На следующий день американский батальон начал контратаку, в ходе которой пять немецких САУ были уничтожены артиллерийским огнем и самолетами P-47 Thunderbolt.

Небольшое преувеличение

22 марта у немецкого Нойштадта случился примечательный бой. Взвод из трех «Ягдтигров» устроил засаду на американскую колонну из танков Sherman и САУ M10 Wolverine. Несмотря на превосходство первого удара, немцы ударили по ведущей и замыкающей машине, оставив остальные в панике и замешательстве. При этом было заявлено о «разгроме» с 23 уничтоженными танками.

Американский M4A3, попавший в засаду "Ягдтигров". 128-мм немецкие пушки могли поражать этот танк на расстоянии в три - и выше - километра
Американский M4A3, попавший в засаду "Ягдтигров". 128-мм немецкие пушки могли поражать этот танк на расстоянии в три - и выше - километра
Американский M4A3, попавший в засаду "Ягдтигров". 128-мм немецкие пушки могли поражать этот танк на расстоянии в три - и выше - километра

На деле же, после уничтожения двух танков, немцы отступили в Нойштадт, где два Jagdtiger сломались и был брошены экипажами. В тот же день, еще один взвод немецких САУ в городе Бёль-Иггельхайм вывели из строя девять американских танков и полугусеничных тягачей M3. Ответа от бронетехники американцев не последовало, но артудар уничтожил один Jagdtiger, а еще одну машину бросили из-за поломок при отступлении.

Jagdtiger, ставший жертвой артиллерийского огня
Jagdtiger, ставший жертвой артиллерийского огня
Jagdtiger, ставший жертвой артиллерийского огня

Это были последние успешные операции 653 батальона. В ряде битв у Кирхена и Клингенберга несколько «Ягдтигров» стали жертвами немецких и французских танков. Но это мелочи на фоне десяти САУ, которые экипажи бросили в разной степени неисправности. Тогда же одну САУ уничтожили свои же ремонтники, неосторожность которых привела к взрыву кислородного баллона. Не менее досадна следующая потеря – истребитель танков провалился под тяжестью своих 72 тонн на мосту в Кольберморе.

Истребитель танков с подвеской раннего типа
Истребитель танков с подвеской раннего типа
Истребитель танков с подвеской раннего типа

Последние четыре взвода Jagdtiger были переданы в первую танковую дивизию СС, но те предпочти сдаться советским войскам уже 5 мая в австрийском Амштеттене.

Сожженный Jagdtiger - где-то в Германии
Сожженный Jagdtiger - где-то в Германии
Сожженный Jagdtiger - где-то в Германии

То есть, при своих почти ультимативных качествах истребителя танков, сырые Jagdtiger чаще становились врагами сами себе. Регулярные поломки и невозможность эвакуации заставляла бросать неисправные машины. Да и союзные танкисты сменили боязнь перед огромными САУ на осторожность, предпочитая отступление и вызов артиллерии или поддержки с воздуха. А тут уже медлительной машине даже при понимании ситуации на 13 км\ч сильно не скрыться.

Первая часть: история создания самого тяжелого истребителя танков