Самодельные MRAP непризнанной Родезии. Часть-1

Сегодняшние военные конфликты все дальше от понимания полномасштабных войн. Большинство конфликтов даже между гегемонами могут решаться на «нейтральных» территориях и в войнах, преимущественно, партизанского толка. Ввиду этого, меняется тактика, которая, в свою очередь, требует нового оснащения. В последнее время большинство армий мира оснащает свои подразделения машинами с минной защитой (MRAP). Потому будет правильным вспомнить тех, кто ввел в обиход понятие MRAP, и практически реализовал принцип постройки подобных машин. Сегодня мы поговорим о необычных машинах, построенных в Родезии в 70-е годы.

Предыстория

Конфликты той поры в Африке это тот еще коктейль. Если вкратце, то в конце 19 века Англия заимела множество колоний в Южной Африке. Одной из таких была Южная Родезия, которую активно заселяли европейцами. К 1923 году эта территория получила самоуправляемый статус, что привело к росту благосостояния региона. В стране была мериократия, которая предполагала допуск к ключевым постам не по расовому признаку, а по логике – уровню развития и образования, то бишь. После Второй Мировой в Англии начались проблемы с колониями, и дабы как-то удержать контроль, была создана Федерация Родезии и Ньясаленда, которая развалилась к 1963 году, дав независимость своим бывшим членам. Всем, кроме Южной Родезии. Ну, и тут пошло. Родезийские националисты пришли к власти, начав мучительные переговоры с центром метрополии о независимости. Но не задалось. И Ян Смит, который глава националистов местных, объявил независимость в одностороннем порядке. Великобритания, скажем так, удивилась от такого реверанса, а мировое сообщество начало раздавать молодому государству санкции направо и налево.

Это снаружи. А внутри был Союз Африканского народа Зимбабве, который от греха подальше запретили через год после образования. Что обидело коренных жителей, которые спустя еще год вернулись в обличии Африканского национального союза Зимбабве, который без купюр предлагал свергать режим, и изгонять (истреблять) белое население. И началось: сбитые авиалайнеры, теракты с добиванием местного населения, и прочие «прелести» партизанской войны. Одним из инструментов которой была мина. Самая дешевая, низкотехнологичная мина, которая, находясь в нужном месте, доставляла немало бед. Потому, именно на окровавленных дорогах южной Африки тех лет родилась концепция нового типа транспорта.

Местное население гонит белых оккупантов
Местное население гонит белых оккупантов

MRAP

Сама идея миннозащищенных машин принадлежит французским конструкторам. Их армия в середине прошлого века представляла собой пережитки техники Второй Мировой, которая от мин никакой защиты не предполагала. Так компаниям AMX и Berliet было поручено создать грузовик, который обладал V-образным днищем, успешно рассекавшим взрывную волну. Эта машина использовалась для поездок по недружелюбным колониальным дорогам.

GBC 8 KT - прототип первого в мире MRAP
GBC 8 KT - прототип первого в мире MRAP

Машина базировалась на шасси надежнейшего грузовика Berliet GLT
Машина базировалась на шасси надежнейшего грузовика Berliet GLT

Считается, что впервые MRAP были использованы во время войны за независимость Намибии. Теоретически, там участвовала ЮАР – с одной стороны и Организации народов Юго-Западной Африки – с другой. Но Родезия на этом фоне не очень выделялась, гоняя «своих» партизан по всему югу Африки. Именно здесь защита от мин стала во главу угла, рождая невиданные конструкции, которые смахивают больше на луноходы, чем на земной транспорт.

Суть MRAP заключается в двух моментах. V-образное днище, которое отводит силу удара, и максимальное удаление от места взрыва. И в таком ключе была построена вся техника армии Родезии.

Ввиду того, что здесь все основано вокруг конструкции, а не материалов, большинство образцов были созданы на основе гражданских машин, которые получали новый корпус с противопульным бронированием.

БТР-152, которому не повезло где-то на территории Южной Африки
БТР-152, которому не повезло где-то на территории Южной Африки

Crocodile APC

Этот эрзац-бронетранспортер строился на шасси японских 5-тонников Nissan или Toyota. На них устанавливали открытый кузов из бронелистов, который защищал от осколков и пуль. Днище, естественно, имело углы, а сверху монтировали своеобразный «каркас безопасности», который призван спасти пехотинцев в случае переворота машины. В кабине были бронестекла толщиной в четыре сантиметра, а бронирование корпуса составляло 10 милиметров. Вооружение – бельгийский FN-MAG или американский пулемет M1919. Иногда они устанавливались в открытую башню, а иногда – имели закрытую. Успели поучаствовать в гражданской войне в Мозамбике (1982-1993). Кроме того, эти машины были на вооружении сил ООН, во время миссии в Сомали (1992-1994). Известно также, что американские морпехи тоже не брезговали этими машинами. А последним известным применениям стала вторая война в Конго (1998-2002). Некоторое количество до сих пор на вооружении армии Зимбабве.

MPCV Spook

В конце 70-х годов в Родезии сложилась опасная ситуация. Война в Буше подходит к концу, но революционеры из Зимбабве не дремали, создав с помощью СССР мощный ударный кулак из 60 Т-34-85 и некоторого количества БТР-152. Среди прочего, в Родезии озаботились созданием нового бронетранспортера, который был бы легче и дешевле предшественников. К 1978 году частная компания Kew Ingineering получила спецификацию новой машины, названной Spook. БТР должен был быть недорогим в производстве, базироваться на надежном шасси Mercedes Unimog, и перевозить до 10 человек. И естественно, обладать минной защитой.

Полноприводная трансмиссия Unimog расположена вне бронекорпуса. Эта машина с советским пулеметом, вероятно, уже сменила хозяев.
Полноприводная трансмиссия Unimog расположена вне бронекорпуса. Эта машина с советским пулеметом, вероятно, уже сменила хозяев.

К тому моменту инженеры из Kew вовсю работали над самоходным минометом Scorpion. Но новый БТР был в приоритете, и за 8 недель миномет превратили в машину иного типа. За основу взяли западногерманский Thyssen-Henschel UR-416. Специалисты частной компании доводили основные узлы UNIMOGa до требований, предъявленных военными, после чего «полуфабрикаты» отправляли в военные мастерские, где их дооснощали бронекорпусом, V-образными отражателями на днище, и вооружением. Правда, Spook опоздал. Когда было объявлено перемирие, новинка родезийцев, была готова лишь в количестве 60 машин – разной степени готовности.

Бронекапсула на полноприводном шасси - это формула была единой для всех боевых машин Родезии.
Бронекапсула на полноприводном шасси - это формула была единой для всех боевых машин Родезии.

В отличие от остальных транспортеров Родезии, эта машина отличается серьезным бронированием. 45-милиметровый слой полистирола Kaylite был зажат между слоями резины и металла. Полистирол должен был задерживать осколки и пули. Кроме того, он обеспечивал относительный климатический и акустический комфорт экипажу. Правда, в ходе использования выяснилось, что многослойная бронекапсула протекала под дождем. А бронебойная пуля калибра 7,62 легко пробивала хитрую конструкцию. «Опоздав» на войну в Буше, Spook прошел все конфликты, в которых участвовала армия Зимбабве – наследницы Родезии.

Bullet TCV

Главный конкурент Spook'а, который имеет ту же историю создания. Но на сей раз подрядчиком выступила иная компания – Zambesi Coachworks Ltd. Единственное различие крылось в бронировании, которое было более примитивным: 10-милиметровая сталь, и стекла толщиной в четыре сантиметра в амбразурах. Военным машина показалась неудачной, и проект отклонили, а единственный образец использовался в качестве учебного транспорта. Но именно эту машину показали редактору журнала Soldier of Fortune Роберту Брауну в 1979 году.

В силу того, что машину "забраковали", фотографий с ней крайне мало.
В силу того, что машину "забраковали", фотографий с ней крайне мало.
Первенец покидает армейские мастерские.
Первенец покидает армейские мастерские.

Родезия, ее армия и вооружение – это небывалый в истории прецедент. Тот случай, когда «лепили из того, что было» ответственно и качественно. Да и машины те всецело отвечали местным условиям войны. А как показывает история, опыт родезийских конструкторов обогнал время на добрых сорок лет. Во второй части материала мы поговорим о двух самых необычных машинах армии Родезии, которые являются «абсолютом» минной защищенности и, в то же время, самыми необычными боевыми машинами своего времени.