Sturmpanzer IV: немецкая САУ с чешской пушкой

Немецкая самоходная артиллерия Второй мировой отличалась широким разнообразием. Одним из ее подвидов были штурмовые самоходки. На последние, как происходит из названия, возлагалась задача по уничтожению вражеских укреплений и скоплений живой силы. Для этих целей, боекомплект подобных САУ состоял из осколочно-фугасных боеприпасов, малоэффективных против бронетехники. Да и сами орудия были рассчитаны на максимальные разрушения, а не поражение брони. Сегодня мы поговорим об одном из самых известных представителей подобных машин.

Первый прототип будущего Sturmpanzer IV
Первый прототип будущего Sturmpanzer IV
Сразу оговоримся о названии. Официальное наименование машины – Sturmpanzer IV, которое сами немцы предпочитали сокращать до «StuPa”. А «Brummbar» (нем. – «Ворчун») - это наименование боевой единицы в среде иностранных разведок, которое «прилипло» к «Штурмпанцеру» уже после войны. Причем, это предпочитали «переводить» как «Медведь Гризли», что есть ошибкой.

Рождение «Ворчуна»

Машины первой серии отличало отсутствие оборонительного вооружения и прибор наблюдения механика-водителя, подобный таковому на Pz.Kpfw VI Tiger
Машины первой серии отличало отсутствие оборонительного вооружения и прибор наблюдения механика-водителя, подобный таковому на Pz.Kpfw VI Tiger

К 1942 году стало ясно, что парк имеющихся штурмовых САУ, несмотря на преимущества, не мог похвастаться внушительной защищенностью. К тому же, постепенное распространение «Тигров» и «Пантер» позволяло освободить шасси устаревающих танков Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV для создания новых самоходок. К концу года военные представили свои требование инженерам компании Alkett: машина должна была нести на себе 15-сантиметровую гаубицу и обладать лобовой броней в 100 миллиметров.

Серийные Stuempanzer IV первой серии с бортовыми экранами (Shurzen)
Серийные Stuempanzer IV первой серии с бортовыми экранами (Shurzen)

Новая самоходка основывалась на шасси танка Pz.Kpfw IV – ходовая часть, мотор и трансмиссия остались без изменений. Все новшества находились выше. САУ получила бронированную рубку, собранную из наклонных листов. Лобовая деталь толщиной в 100 мм обладала конструктивным наклоном в 38 градусов. Борта обладали толщиной лишь в 50 мм, что уже не было серьезным аргументом. На поздних версиях машина для защиты бортовой проекции были добавлены листовые экраны (Shurzen).

Машина третьей производственной серии. Эти САУ отличает отсутствие смотровой амбразуры механика-водителя, которую заменили перископическим прибором. Также, с этого периода на Sturmpanzer IV стали наносить циммерит
Машина третьей производственной серии. Эти САУ отличает отсутствие смотровой амбразуры механика-водителя, которую заменили перископическим прибором. Также, с этого периода на Sturmpanzer IV стали наносить циммерит

Основным орудием Sturmpanzer IV стала чешская 150-мм гаубица StuH 43 L\12. При этом единственным типом снарядов в боеукладке из 38 выстрелов, был осколочно-фугасный, что делало нежелательной встречу «Ворчуна» с танками противника. Наводчик орудия использовал прицел Sfl.Zf. 1А и панораму RbI.F.36. для стрельбы с закрытых позиций.

Представитель последней производственной серии. Их можно отличить, среди прочего, по опорным каткам без обрезинивания
Представитель последней производственной серии. Их можно отличить, среди прочего, по опорным каткам без обрезинивания

Изначально машина не имела никакого оборонительного вооружения, что делало ее уязвимой для пехоты противника. Но на последующих версиях это исправили, установив курсовой (а позже – и зенитный) пулемет. Ранние «Ворчуны» ограничивались амбразурами в бортах рубки для стрельбы из штатных ПП MP-40.

В "Штурмпанцерах" четвертой серии, наконец, появился курсовой пулемет, а конструкция рубки упростилась, лишившись горизонтального наклона бортовых листов рубки
В "Штурмпанцерах" четвертой серии, наконец, появился курсовой пулемет, а конструкция рубки упростилась, лишившись горизонтального наклона бортовых листов рубки

Масса САУ превышала 28 тонн, на фоне которых 265-сильный Maybach HL120 TRM, выглядел блекло. Машину отличала скверная проходимость и скорость по пересеченной местности (24 км\ч), а запас хода составлял лишь 130 километров, что значительно сокращало стратегическую полезность машины.

"Бруммбар" в пункте сбора поврежденной техники. На этой машине опорные катки ранние соседствуют с поздними (без обрезинивания), что вполне типично - этот узел был одним из слабых мест машины.
"Бруммбар" в пункте сбора поврежденной техники. На этой машине опорные катки ранние соседствуют с поздними (без обрезинивания), что вполне типично - этот узел был одним из слабых мест машины.

Изначально, экипаж Sturmpanzer IV состоял из четырех человек, но впоследствии заряжающему добавили помощника. Эта мера не кажется лишней, учитывая раздельное заряжание, и массу выстрела в 43 килограмма.

Машины 216-го батальона штурмовых танков во время операции "Цитадель". Курская дуга, 1943 год
Машины 216-го батальона штурмовых танков во время операции "Цитадель". Курская дуга, 1943 год

Первые Sturmpanzer IV были готовы уже в мае 1943 года. Однако, нехватка ресурсов и загруженность более актуальными конструкциями, не позволяли развернуть полноценное производство. Лишь к ноябрю выпуск «Ворчунов» был налажен полную силу.

Италия, 1944 год. Машина из 216 батальона. Судя по четырем запасным каткам, машина относится к третьей серии
Италия, 1944 год. Машина из 216 батальона. Судя по четырем запасным каткам, машина относится к третьей серии

До марта 1945 года было собрано 368 самоходок Sturmpanzer IV, которые разделяют на производственные серии. Первые 52 машины основывались на шасси Pz.Kpfw IV Ausf. G, еще 8 «Штурмпанцеров» было переделано из более ранних модификаций. Позже их модернизировали до стандартов второй серии. Ее отличало шасси новой «четверки» Ausf.H, отсутствие люка наводчика и вентилятор в боевом отделении. Тогда машины получили циммеритное покрытие и увеличенный запас опорных, которые часто ломались. В третьей серии водитель Sturmpanzer IV получил перископический прибор наблюдения – вместо амбразуры Fahrersklappe 80, которая была уязвимым местом.

На этой машине можно рассмотреть изгибы лобовой плиты рубки, от которых отказались лишь в последней модернизации Sturmpanzer IV
На этой машине можно рассмотреть изгибы лобовой плиты рубки, от которых отказались лишь в последней модернизации Sturmpanzer IV

Наиболее радикальные изменения внесли в четвертой серии. САУ получила курсовой пулемет в лобовой плите рубки, да и сама рубка лишилась передних изгибов бортовых листов и стала ниже. Командир получил новый люк, подобный таковому на StuG III Ausf.G, с зенитным пулеметом MG-34. Изменилась и подвеска, которая была слабым местом САУ – опорные катки лишились обрезинивания. Двигатель заменили на Maybach HL 120 TRM от последней версии Pz.Kpfw IV. Его мощность по-прежнему составляла 265 сил, а незначительные изменения касались общей надежности.

Brummbar в бою

Все машины были распределены по четырем батальонам штурмовых танков (Sturmpanzer-Abteilung 216, 217, 218, 219). Первым «посчастливилось» проявить себя машинам 216-го батальона на Курской дуге. Они были приписаны к 656 тяжелому противотанковому батальону (Schwere Panzerjäger Abteilung). «Штурмпанцерам» этого соединения удалось дойти лишь до Поныри. После батальон отошел на оборонительные позиции, что бы отразить советское наступление в районе Орла. По завершению Курской битвы 216-й батальон был переброшен в Италию, где нес службу в окрестностях Анцио с последующим отходом на север. Последние машины были брошены в долине По, и подорваны собственными экипажами.

Британские солдаты осматривают уничтоденный "Штурмпанцер". Август, 1944 год
Британские солдаты осматривают уничтоденный "Штурмпанцер". Август, 1944 год

Sturmpanzer Abteilung 219 изначально был развернут против советских войск в Будапеште, откуда части батальона отступили после освобождения Венгрии. 218-й батальон был создан на основе роты штурмовых танков спецназначения (z.b.V 218), которая «отличилась» при подавлении Варшавского восстания. Части подразделения были отправлены в Париж 20 августа 1944 года, где их след обрывается. Оставшиеся на Восточном фронте машины 218-го батальона были разгромлены в апреле 1945 года во время боев в Восточной Пруссии.

Рим, 1944 год. В левой части лобовой плиты можно заметить открытую амбразуру для стрельбы из MP-40, которой приходилось ограничиваться экипажу до установки курсового пулемета
Рим, 1944 год. В левой части лобовой плиты можно заметить открытую амбразуру для стрельбы из MP-40, которой приходилось ограничиваться экипажу до установки курсового пулемета

Наиболее известны действия Sturmpanzer IV из 217 батальона, которые были развернуты в Нормандии, после высадки союзников летом 1944 года. Изначально батальон базировался в Графенвере (Германия), откуда выступил во Францию 24 июня 1944 года. Уже 18 июля основные силы были в Нормандии. За время марша многие машины страдали от поломок, и стали частично небоеспособными.

Машина из z.b.V 218 во время подавления Варшавского восстания, 1944 год
Машина из z.b.V 218 во время подавления Варшавского восстания, 1944 год

23 июля вторая рота 217 батальона была передана 21-й бронетанковой дивизии. Из доклада командира известно, что в его подразделении было лишь 11 САУ (из 14, положенных по штату), две из которых находились на ремонте. А к 30 июля осталось лишь 7 исправных машин и две поврежденных.

Машина из 217 батальона во время Арденнского сражения
Машина из 217 батальона во время Арденнского сражения

6 августа 13 «Бруммбаров» из 217-го батальона поддерживали действия 89 пехотной дивизии. К 10 августа 2 машины были безвозвратно потеряны, а 10 «Штурмпанцеров» были переданы танковой дивизии «Гитлерюгенд». К тому моменту лишь 5 из 10 поврежденных Sturmpanzer IV были отремонтированы. А после боев 10-16 августа исправными были лишь 17 штурмовых танков.

Подбитый Sturmpanzer IV из 216 батальона, потерянный в ходе операции "Цитадель". 1943 год
Подбитый Sturmpanzer IV из 216 батальона, потерянный в ходе операции "Цитадель". 1943 год

Последние бои остатков 217 батальона проходили на одном фронте в Нормандии, где большинство подразделений попали в Фалезский котел. Машины, которым удалось вырваться, частично принимали участие в Арденнском наступлении. Но там последним «Штурмпанцерам» не удалось продвинуться дальше Сент-Вита. Официальное окончание боевого пути 217 батальона случилось в Рурском котле, в апреле 1945 года.

Итоги

За неполные два года было создано немногим более 300 единиц Sturmpanzer IV. Эти машины применялись на всех фронтах Второй Мировой до ее последних дней. Машины первых серий, несмотря на внушительное бронирование, не могли защититься от пехоты противника, что было решено установкой курсового пулемета. Наибольшую ценность Sturmpanzer IV принес в городских боях, где 150-мм гаубица была кстати. Тем не менее, низкая надежность, недостаточная динамика и проходимость, существенно ограничивали применение этих машин.

Один из сохранившихся образцов в музее г. Сомюр. По наличию курсового пулемета и упрощенной лобовой детали легко определить машину четвертой серии
Один из сохранившихся образцов в музее г. Сомюр. По наличию курсового пулемета и упрощенной лобовой детали легко определить машину четвертой серии

После войны часть машин была исследована союзниками и советскими военными, после чего они заняли место в музеях. До наших дней сохранилось четыре САУ: во французском музее в г. Сомюр, в музее города Мюнстер (Германия), в подмосковной Кубинке и в США – в артиллерийском музее Форт-Силл. Остальные «Штурмпанцеры» были отправлены в лом.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – материалы о не менее известных немецких САУ:

Внутри истребителя танков "Jagdtiger"

Истребитель танков "Nashorn" - идеальный стрелок

Jagtiger: история создания последней немецкой САУ