Сверхтяжелый танк Maus: очень большой провал | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен
11 079 subscribers

Сверхтяжелый танк Maus: очень большой провал

112k full reads
137k story viewsUnique page visitors
112k read the story to the endThat's 81% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

О самом известном проекте сверхтяжелого танка сказано немало. Его поразительная масса, его потенциальные возможности и явные недостатки давно разобраны. Сегодня мы попробуем понять, как такая противоречивая машина все-таки нашла свое воплощение в металле.

Согласно стереотипам, немцы – это расчётливый и прагматичный народ. Но история Второй Мировой демонстрирует как раз обратное: погоня за чем-то фантастическим часто тормозила серийные немецкие успехи. И чем яснее было плачевное положение Гитлера, тем сумасброднее были очередные проекты «оружия возмездия». И сегодня мы поговорим об одном из самых популярным примеров подобному – сверхтяжелом танке Maus. И попробуем понять – как заведомо провальный проект все-таки начали реализовывать.

Typ 205-1(V1) - первый ходовой прототип сверхтяжелого танка на испытаниях
Typ 205-1(V1) - первый ходовой прототип сверхтяжелого танка на испытаниях
Typ 205-1(V1) - первый ходовой прототип сверхтяжелого танка на испытаниях

Впервые полноразмерный деревянный макет 180-тонной машины был показан немецкому командованию весной 1943 года. Презентация в штаб-квартире фюрера в Восточной Пруссии произвела неизгладимое впечатление на предводителя той Германии, питающего слабость ко всему самому большому, быстрому и мощному.

Начало

Первый ходовой экземпляр смогли собрать лишь к концу 1944 года. Неповоротливая машина едва достигала 20 километров в час. Министр по вооружениям Альберт Шпеер в унисон с инспектором танковых войск Гудерианом, был категорически против этой дорогостоящей авантюры. Но, нежданно, вмешались интриги: заместитель Шпеера, желавший занять место своего шефа, всячески потакал Гитлеру в этом проекте, и решение не изменили – невзирая на возражения.

Прототип Pz.Kpfw VIII Maus с массо-габаритным макетом башни
Прототип Pz.Kpfw VIII Maus с массо-габаритным макетом башни
Прототип Pz.Kpfw VIII Maus с массо-габаритным макетом башни

Амбициозный проект Гитлер лично поручил своему фавориту – Доктору Фердинанду Порше, который стал автором Typ 205 Maus. С восхищением говоря о боевой машине, Гитлер предположил, что «будь у меня сто таких танков, я бы точно разбил русских». Но, к счастью, немецкий лидер был наивен и слишком оптимистичен: до конца войны было создано лишь четыре прототипа, ни один из которых не был применен в действии.

Большое заблуждение

Танк, получивший обозначение Pz.Kpfw VIII достигал 10 метров в длину и почти четырех – в ширину. Машина была на 50 процентов массивнее самого тяжелого серийного танка Второй Мировой – Pz.Kpfw VI Tiger Ausf. B. Масса в 207 тонн была обусловлена тяжелейшим бронированием: лобовой бронелист – 20 сантиметров толщиной, под углом в 35 градусов, по бокам – 18, а сзади – 16 сантиметров. С башней дело обстояло еще более серьезно: 24 сантиметра во лбу, и по 20 – в остальных проекциях.

Один из созданных танков, который был захвачен советскими войсками. Машина выставлена в танковом музее Кубинки
Один из созданных танков, который был захвачен советскими войсками. Машина выставлена в танковом музее Кубинки
Один из созданных танков, который был захвачен советскими войсками. Машина выставлена в танковом музее Кубинки

Основным орудием тяжёлого танка стала 128-мм зенитная пушка, уже знакомая по последней противотанковой самоходке вермахта Jagdtiger. Превосходная баллистика позволяла вести прицельную стрельбу с расстояния от двух километров, гарантированно поражая большинство современников.

Замена траков на монструозном танке. Интересно, через сколько секунд вражеская авиация "заметит" эту цель?
Замена траков на монструозном танке. Интересно, через сколько секунд вражеская авиация "заметит" эту цель?
Замена траков на монструозном танке. Интересно, через сколько секунд вражеская авиация "заметит" эту цель?

Нестандартно решили и вопрос вспомогательного вооружения: вместо традиционных пулеметов решили использовать 75-мм противотанковые пушки. Первая – спарена с основным орудием, а вторая планировалась к установке на башне в качестве зенитного средства.

Конструкция башни повторял ошибки "Королевских Тигров" ранних выпусков с, так называемой, "Башней Porsche": изогнутый лобовой лист способствовал рикошету в уязвимый верхний бронелист корпуса
Конструкция башни повторял ошибки "Королевских Тигров" ранних выпусков с, так называемой, "Башней Porsche": изогнутый лобовой лист способствовал рикошету в уязвимый верхний бронелист корпуса
Конструкция башни повторял ошибки "Королевских Тигров" ранних выпусков с, так называемой, "Башней Porsche": изогнутый лобовой лист способствовал рикошету в уязвимый верхний бронелист корпуса

Нестандартный танк требовал совершенно новый мотор. Благо, огромные размеры танка не стесняли инженеров в размахе. Йозеф Каес из Porsche подготовил проект 44,5-литрового мотора, который достигал мощности в 1080 сил. Огромный агрегат был построен на мощностях компании Daimler-Benz. Создание танка потребовало совершенно иной логистики: ни один мост не смог бы выдержать его массы, и единственным способом доставить его на передний край – была специализированная железнодорожная платформа. Но, вот незадача, - такой не существовало! Параллельно с танком, Порше разработал новую 26-метровую платформу на 14 осях, которая могла распределять вес исполина на существующие мосты.

Распил по-немецки

Шпеер вспоминал: «пытаясь сделать Гитлеру приятное, Фердинанд Порше взялся за эту авантюру. Было ясно, что машину в 200 тонн можно было строить лишь в штучных экземплярах. Дабы сбить с толку противников, ему дали имя «Мышь». Но самое странное, что Порше регулярно сочинял для фюрера отчеты, якобы, о разработки союзниками подобных танков».

Typ 205, захваченный советскими войсками, направляется в СССР
Typ 205, захваченный советскими войсками, направляется в СССР
Typ 205, захваченный советскими войсками, направляется в СССР

Как известно, тяжелый танк «Тигр» (как и его вторая генерация) были сложны и дороги в производстве. Считается, что их преимущества не стоили той цены, которую за них платили. Но их можно было производить, а их успехи были иногда выше известных недостатков. А теперь представьте, что агонизирующая Германия, которая теряет ресурсные базы, производственные мощности и терпит поражения, бросает силы на проект танка который равен по стоимости семи «Королевским Тиграм»! При этом машина излишне усложняла логистику, а е боевая эффективность была даже теоретически сомнительна. Но последним стало самое тяжеловесное слово!

«Танк был излишне тяжёлым, слишком медленным, а главное – его постройка была возможна не ранее конца 1944 года. Мы с профессором Порше, начальником штаба Цайцлером и Гудерианом договорились выразить свой протест. Как минимум – опираясь на дефицит ресурсов. Но когда слово дали Фердинанду (Порше), он ответил сухо и лаконично: Да, мы сможем построить такие танки. Остальные не смели возразить». Это снова откровения Шпеера, которые демонстрируют поразительный факт: ненужный гигант создавался в полном осознании его недостатков тех, кто это понимал, но (!) боялся возразить Гитлеру.

Как поверить в 200 тонн и обмануться

В отличие от молчаливых скептиков проекта, карьерист Зауэр, которого волновал не столько танк, сколько пост своего директора, не сковывал себя. Он с энтузиастом вещал Гитлеру о будущем сверхтяжелых танков. Тогда воодушевленный бывший художник начал мечтать о будущем 1500-тонном танке. Считается, что именно тогда впервые было сказано о мифическом Landkrauze Ratte. Справедливые вопросы о транспортировки этого «чудо-танка» легко парировались. Дескать, танк по частям будут доставлять к фронту на платформах, а собирали бы его в полевых мастерских.

Корпус первого прототипа танка сходит со специальной платформы
Корпус первого прототипа танка сходит со специальной платформы
Корпус первого прототипа танка сходит со специальной платформы

Последним аргументом скептиков был полковник танковой дивизии, который специально был приглашен Шпеером на это совещание. Фронтовой офицер, вернувшийся с Восточного фронта, сообщил, что одна противотанковая граната, угодившая на моторное отделение, сможет воспламенить тонны топлива огромной машины. Гитлер был явно обескуражен таким откровением, но сдаваться не собирался.

Советские солдаты у второго прототипа, уничтоженного немецкими войсками
Советские солдаты у второго прототипа, уничтоженного немецкими войсками
Советские солдаты у второго прототипа, уничтоженного немецкими войсками
«Он сказал, что тогда танки следует оснастить пулеметами, которые будут дистанционно управляться из танка во всех направлениях». Мысль была прогрессивная – большинство современных танков обладают дистанционно-управляемым пулеметным вооружением. Но в 1944 году это было чуть более чем фантастика.

Итог

Корпус танка на специально разработанной железнодорожной платформе
Корпус танка на специально разработанной железнодорожной платформе
Корпус танка на специально разработанной железнодорожной платформе

Как бы там ни было, но с молчаливого согласия тех, кто понимал глупость замыслов, подобных «Маусу», было построено четыре прототипа Type 205. И эти машины смогли доказать. Доказать, что количество не всегда переходит в качество. А если в этом процессе потерять меру, то получим мы самый тяжелый танк в истории – и самый бесполезный.