Таврия ERF: история советского конкурента Peugeout 205

23.01.2018

Наверное, каждый, кто интересуется советскими автомобилями или автоспортом 1\6 части суши, слышал о проекте Lada-EVA – прототипе на базе ВАЗ-2108 с турбомотором и задним приводом. А знали ли вы, что и второй переднеприводник СССР имел «зубастую версию»?

Украинский переднеприводник ЗАЗ-1102, получивший имя «Таврия», начали выпускать в 1988 году. К слову, машина была готова раньше, но правительство решило, что первым должен быть флагман в лице Волжского завода, и ЗАЗу пришлось подождать. Но серия – серией, а эксперименты никто не отменял!

В 1986 году новинка уже была у энтузиастов из Эстонии, что неудивительно – ведь колыбелью советского автоспорта были именно страны Прибалтики. Группа техников из спортклуба студии Эстрекламфильм под руководством К.Кееля.

Пилотную партию из двух машин Тавтрия ERF Mobile выпустили уже в 1986 году. Машины были построены в оглядкой на раллийную группу Б, которая переживала свой пик. К слову, прототип Стасиса Брундзы (Lada Eva) строился для тех же целей. Вероятно, этим объясняется сходство концепций.

От «Таврии» осталось, по сути, имя да обводы кузова. Машина стала заднеприводной, с задним расположением мотора. Двигатель МеМз даже не пробовали модернизировать, начав строить новый агрегат на проверенном блоке ВАЗ-2106, который был крепок и отлично подходил для заднеприводной схемы. Двигатель получил переработанную ГБЦ, измененную систему выпуска и два высокопроизводительных карбюратора Weber. Такой, казалось бы, скромный набор доработок позволил выжать целых 140 сил.

Мощности с лихвой хватало маленькому болиду, ведь его вес был значительно ниже, чем у прародителя. Этому поспособствовало остекление из плексиглаза, и замена большинства кузовных деталей на алюминиевые аналоги. А снаряженная масса не превышала 800 кг, что давало впечатляющее соотношение веса к мощности.

Элементы независимой подвески крепились к пространственной раме. Более жесткие пружины и амортизаторы, вкупе с правильными настройками, обеспечивали ERF достойную управляемость. Естественно, вместо пресловутых ЗАЗовских «бубликов», болид получил легкосплавные диски Ronal Turbo.

В таком виде машина находилась до прошлого года.
В таком виде машина находилась до прошлого года.

Автомобиль вполне мог бы себя проявить, несмотря на скромность прародителя. Ведь Peugeout 106 участвовала в мировом первенстве? Чем наш болид хуже? Машине удалось поучаствовать лишь в одной гонке – Ралли «Антика». Но, как во всех случаях, касающихся этого периода времени, стало «не до того». Политические коллизии и ликвидация большой страны поставили крест на амбициозном проекте, а разукомплектованная машина долгое время пылилась на одном из стендов в Эстонии. Но в конце прошлого года местное ателье взялось за реставрацию уникальной машины. Судя по последним новостям, уже в этом году мы увидим раллийную легенду прошлого века на колесах.

На сегодняшний день машина находится на финальном этапе восстановления.
На сегодняшний день машина находится на финальном этапе восстановления.