Вертолеты Германии периода ВМВ

05.01.2018

Все знают о легендарных немецких самолетах. «Мессершмидт» и «Фокке-Вульф» стали нарицательными именами, и прочно вошли в фольклор. Но не самолетами едиными была известна Германия. Вполне успешно немецкие летчики использовали и вертолеты, о которых мы сегодня поговорим.

Fa. 61

Несмотря на то, что идея машины с вертикальным взлетом были не новинкой, отработанная схема их боевого применения была не до конца ясна. До 1941 года И. Сикорский уже оторвался от земли на вертолете собственной конструкции, а в СССР утвердили постановление о создании вертолета 2МГ «Омега». В 1935 году французы Бреге и Доран достигли 100 км\ч на машине собственной конструкции, но применение в войсках винтокрылые машины нашли только в Германии.

Fa. 61 на испытаниях
Fa. 61 на испытаниях

В 1936 году легендарный инженер Фокке завершил работу по машине Focke-Wolf Fw 61. Это был двухвинтовой вертолет, который стал первой машиной подобного рода c достаточно устойчивым управлением. Первым вертолетом, который управлялся во всех плоскостях был вертолет Бреге-Дюрана. Но его характеристики не позволяли использовать его рационально. Таким образом, машина Фокке стала первым вертолетом, получившим практическое применение.

На машине был установлен двигатель Bramo Sh.14A, мощностью в 161 лошадиную силу. Особенностью этого мотора было звездообразное расположение семи цилиндров. Мотор располагался в носовой части, а движение лопастей, смонтированных на выносных «крыльях», обеспечивалось посредством трансмиссии. Такая компоновка обуславливала внешность машины, далекую от современной концепции вертолета. После ухода Фокке из компании, мануфактуру переименовали в Focke-Achgelis, что дало машине новое имя - Fa 61.

Fa 61 успел установить рекорд высоты полета (2,4 км), и времени нахождения в воздухе (1 час 21 минута). Также был побит рекорд скорости – 122,5 км\ч. Помимо этого, машина известна тем, что ее подняла в небо женщина. Ханна Райч в 1938 году совершила демонстрационный полет, произведший впечатление на зрителей, и показавших возможности нового типа машин. Это заставило авиакомпанию Deutche Lufthansa заказать пассажирскую версию машины, получившую индекс Fa. 223 и Fa. 266. На первой машине удалось достичь тех параметров, которые удовлетворили потребности военных.

Focke Achgelis Fa.223 Drache

Данная машина является первым серийным транспортным вертолетом. Использование наработок Fa 61 позволили быстро завершить проект, и к 1940 году был совершен первый полет. Спустя два года машина пошла в серию, но установочную партию в 30 машин доделать не успели. Готовы были лишь 10 машин, остальные 8 в разной степени готовности были повреждены при бомбежке Бремена, где находился завод компании.

Fa. 223 Drache - первые транспортный вертолет.
Fa. 223 Drache - первые транспортный вертолет.

Несмотря на малую партию, они успели принять активное участие в ходе войны. Drache использовали в спасательных операциях и для разведки, а высокая грузоподъемность позволяла перевозить на подвесе артиллерийские орудия и ракеты V-2. Также машина использовалась для корректировки артиллерийского огня. А пулемет MG-15 на борту позволял защищаться от самолетов противника. Стоит отметить, что именно на этом вертолете Отто Скорцени планировал вывезти Бенито Муссолини, но неполадки машины заставили изменить планы.

Fl.282 Kolibri

Но самым известным винтокрылом немецкой армии периода ВМВ была другая машина. Легкий разведывательный вертолет Fl. 282 своей конструкцией уже в полной мере был тем, что принято считать традиционным вертолетом. Разработан Антоном Флеттнером перед войной, к 1940 году был готов первый летный образец.

Kolibri в полете
Kolibri в полете

Экипаж машины состоял из двух человек – пилот и наблюдатель. Причем, они сидели спиной друг к другу. Такое размещение позволяло не нарушить центр масс машины. Изначально было выпущено 30 опытных вертолетов для отработки различных вариантов конструкции. Так, первые три машины были одноместными и с закрытой кабиной. Но это оказалось нерациональным, и все последующие 282-е были двухместными.

В отличие от других машин вертикального Германии того времени, здесь двигатель был расположен уже в середине фюзеляжа, что позволяло наблюдателю расширить сектор наблюдения. Два двухлопастных винта получали момент через трансмиссию с передаточным числом 12,2:1.

Данная машина, за счет своего совершенства, была наиболее востребована в войсках. Испытатель Ганс Фуйстинг подготовил 50 пилотов, с которыми проводились сложные упражнения. В их числе – слепые полеты, во время проведения которых погиб один из вертолетчиков. По мнению комиссии, это произошло из-за превышения скорости пикирования.

Fl. 282 обладал высокой устойчивостью в полете на крейсерской скорости (60 км\ч). На такой скорости пилот мог бросить управление, что было непозволительно на меньших скоростях, когда наблюдалась продольная неустойчивость. Также недостатком машины была вибрация на земле, которая исчезала при взлете. Также отмечалась высокая надежность. Ресурс мотора достигал 400 часов, а во время испытания один вертолет налетал 95 км без замены узлов.

Один из уцелевших Fl. 282 в качестве советского трофея.
Один из уцелевших Fl. 282 в качестве советского трофея.

Данная машина активно использовалась на флоте. Так, один из Колибри совершил посадку на крейсер «Кёльн», что сделало его родоначальником палубных вертолетов. Fl. 282 использовались для прикрытия конвоев в Балтийском и Эгейском морях. Доподлинных фактов о боевом пути этих машин нет, но известно, что один «282ой» вывез гауляйтера Ханке из осажденного Бреслау. К весне 1945 года эти машины были приписаны к 40-й авиатранспортной эскадрильи. Несмотря на хорошие показатели, бомбежки не позволили наладить масштабный выпуск машин. Из запланированной тысячи были выпущены лишь 25 вертолетов. Союзники обнаружили лишь три. Два достались американцам, а один Fl. 282-V15 попал в СССР.

Советские инженеры изучали машину, а в 1947 году был совершен первый полет летчиком В. Тезаровским. Отмечалась удовлетворительная устойчивость и относительная легкость управления. Тем не менее, отечественные конструкторы посчитали конструкцию с перекрещивающимися винтами излишне сложной, и вертолет использовался лишь как учебный стенд в МАИ.