«Вятка» - это вам не скутер!

В середине июня 1956 года Совмин СССР принял постановление сроках производства мотороллеров в стране. Так, до конца года было поручено освоить производство, а в следующем – начать серийную сборку. Над проектом работали инженеры экспериментального КБ мотоциклостроения (г. Серпухов) совместно с работниками Вятско-Полянского машзавода.

За основу взяли итальянский образец – Piaggio Vespa 150GS 1955 года. Это решение было вызвано не ленью конструкторов и недостатком решений, а дефицитом времени. Итальянца обмеряли, дабы создать облик советского мотороллера. Параллельно разработки проекта, на заводе готовились к серийному выпуску. Такими темпами, уже осенью 1956 года на испытания выкатили три «Вятки», а в следующем году их серийный выпуск почти достиг 2 тысяч мотороллеров. С небольшими изменениями он выпускался до 1966 года (официально), хотя и после этого продолжалась единичная сборка из имеющихся запчастей.

Легендарная Vespa - итальянский прообраз.
Легендарная Vespa - итальянский прообраз.

Насколько плагиат?

Факт копирования никто не скрывал – и это факт. Но естественно же, что советские конструкторы не могли сделать абсолютную копию. Сказывался собственный опыт, ограничений, или наоборот – большие возможности промышленности – все это обусловило отличия советской машины. Так, у «Вятки» больше фара и ступица руля. А овальный спидометр заменили круглым – для упрощения унификации. Личина замка зажигания у нашего мотороллера была отдельным узлом, а на Vespa – спрятана в фару. Наша модель была чуть габаритнее, и тяжелее на 7 килограмм. Недостатком Вятского образца была КПП с тремя передачами, против четырех у Piaggio. Это снижало динамические характеристики.

Советская "Вятка"
Советская "Вятка"

Отдельно стоит остановиться на трехколесных моделях, коими итальянцы похвастаться не могли. Так, для развоза туристов по территории ВДНХ было разработано мототакси, вмещавшее двух пассажиров. ВПМЗ выпустил 50 подобных машин.

Мототакси ВДНХ
Мототакси ВДНХ

Остальные различия были незначительными, и касались лишь малозаметного декора и деталей экстерьера. Как бы ни было, но Вятка стала ярким пятном в автотранспортном потоке СССР, вызывая восторг и зависть школьников и пенсионеров.