Внутри американского танка M1 Abrams

118k full reads
136k story viewsUnique page visitors
118k read the story to the endThat's 87% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Мы уже не единожды писали об основном танке США и ряда стран – M1 Abrams. Но конструкция и преимущества с недостатками – это одно. А видеть то, что обычно сокрыто от объективов журналистов и праздных интересующихся – это совсем другое. Сегодня мы окунемся в нелегкую жизнь четырех, преимущественно американских мужчин, которые несут свою службу в пресловутой машине.

Общая схема расположения экипажа M1 Abrams
Общая схема расположения экипажа M1 Abrams
Общая схема расположения экипажа M1 Abrams

M1 Abrams стоит на вооружении армии и КМП США с 1980 года. Первым применением машины стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году, где дебют новых танков оказался весьма успешным. Перед этим, собственно, машина получила последнее серьезное улучшение, которое касалось бронирования и вооружения. С тех пор американские эксперты спорят – стоит ли разрабатывать новый танк, али же модернизировать заслуженную машину? Но пока этого не произошло, попробуем заглянуть внутрь американского ОБТ.

Механик-водитель, он же - driver

"Лежанка" механика-водителя. Нельзя не отметить качество обивки
"Лежанка" механика-водителя. Нельзя не отметить качество обивки
"Лежанка" механика-водителя. Нельзя не отметить качество обивки

Начнем пожалуй с самого одиозно-расположенного члена экипажа – водителя. Дело в том, что мехвод M1 Abrams располагается в полулежачем положении. Это вызвано попытной максимально уменьшить лобовую проекцию машины. К слову, на машинах «советской школы» над мехводом так не издевались. И, наверняка, эвакуация раненого водителя – дело затруднительное.

Мехвод M1 Abrams на своем месте. Судя по всему, рост водителя имеет определенные рамки
Мехвод M1 Abrams на своем месте. Судя по всему, рост водителя имеет определенные рамки
Мехвод M1 Abrams на своем месте. Судя по всему, рост водителя имеет определенные рамки

Тренажер для будущих механиков-водителей дает более полное представление о положении driver'а "Абрамса"
Тренажер для будущих механиков-водителей дает более полное представление о положении driver'а "Абрамса"
Тренажер для будущих механиков-водителей дает более полное представление о положении driver'а "Абрамса"

Наводчик - gunner

Место наводчика орудия
Место наводчика орудия
Место наводчика орудия

Оператор 120-мм орудия, производимого по немецкой лицензии обладает большим пространством. Хотя, просторным его место назвать тоже сложно. Да и казенная часть орудия под левым плечом требует следить за своими движениями.

Рядом с наводчиком находится казенная часть орудия
Рядом с наводчиком находится казенная часть орудия
Рядом с наводчиком находится казенная часть орудия

Commander: высоко сижу - далеко гляжу

Командир имеет не только хороший обзор за окружающей танк действительностью, но и доступ ко всем башнерам
Командир имеет не только хороший обзор за окружающей танк действительностью, но и доступ ко всем башнерам
Командир имеет не только хороший обзор за окружающей танк действительностью, но и доступ ко всем башнерам

Пожалуй, наиболее комфортно (если это понятие применимо к боевой машине) размещается командир танка, которые обладает наибольшей осведомленностью о ситуации вокруг танка. Он находится перед боекомплектом, который скрыт за бронеперегородкой в кормовой нише башни.

Внутри американского танка M1 Abrams

Заряжающий - не вздумайте шутить

Снаряды орудия M268 весят от 8 до 22 килограмм
Снаряды орудия M268 весят от 8 до 22 килограмм
Снаряды орудия M268 весят от 8 до 22 килограмм

Так уж сложилось, что позиция заряжающего в американском танке стала поводом для колкостей, ввиду того, что большинство подобных членов экипажа - чернокожие. Естественно, это не правило, а совпадение. Но с точки зрения физического напряжения - это наиболее энергозатратное место. В этом одно из ключевых отличий M1 от советских танков, начиная с Т-64, где внедрен автомат или механизм заряжания. На современных кадрах с американских учений башнеры (наводчик и заряжающий) облачены в противогазы. Возможно, это вызвано недостаточной эффективностью системы вентиляции башни. Но это лишь дилетантский домысел.

Взгляд на казенную часть глазами заряжающего
Взгляд на казенную часть глазами заряжающего
Взгляд на казенную часть глазами заряжающего

Как видите, расхожее мнение о том, что советские машины - крайне жестокие для экипажа , а американские - пример комфорта - это заблуждение. Не помню дословно, но бытует мнение, что англичане, впервые испробовав американский танк, всерьез раскритиковали его за то, что в нем нет подогревателя для воды, а для приготовления пищи приходиться покидать танк (да, в британских танках есть boiler - подогреватель, то бишь. Война - войной, а five o'clock tea никто не отменял)

Британцы смотрят на американских коллег, как на "янки"
Британцы смотрят на американских коллег, как на "янки"
Британцы смотрят на американских коллег, как на "янки"

Внутри американского танка M1 Abrams

P.S. Найти полные снимки интерьеров M1 Abrams одной модификации не удалось, посему не некоторых снимках может быть видна разница в оборудовании, которая вызвана версией машины.

История модернизации M1 Abrams: Часть-1

Перспективные модернизации M1: Часть-2