Внутри немецкого танка «Тигр»

Пожалуй, нет более одиозной машиной Второй мировой, чем Pz.Kpfw VI Ausf. H (а позже – Ausf. E). Этот танк стал символом немецкой инженерной мысли, и – в отличии от своего последователя – смог оказать влияние на ход боевых действий. Что говорить, если само имя «Тигр» было нарицательным для союзных танкистов!

Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI
Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI

Мы неоднократно писали об этом танке в разном контексте, а сегодня решили остановиться на его внутренностях. В данном материале мы заглянем внутрь «Тигра», и увидим те условия, в которых приходилось служить пятерым немецким танкистам.

Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.
Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.

Наводчик

Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже - органы наведения орудия
Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже - органы наведения орудия

Оператор 88-мм орудия KwK 36, разработанного на основе одной из лучших зениток Второй мировой – FlaK 36 располагался слева от казенной части орудия. В его распоряжении были эффективные приборы наблюдения TZF-9b и TZF-9c. Последний имел переменную кратность от 2,5 – до 5, с полем зрения в 23 градуса. Вкупе с отличной настильностью, это позволяло вести огонь с больших дистанций.

Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади - сидение командира
Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади - сидение командира

Заряжающий

Вид сверху на место заряжающего
Вид сверху на место заряжающего

Справа от орудия расположился заряжающий орудия. Рядом с ним находится казенная часть пушки и спаренный пулемет. Правда, огонь с него может вести только наводчик – посредством ножной педали. Вес снарядов к основному орудию превышал 10 килограмм для бронебойных, и 7 – кумулятивных.

Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)
Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)

Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды
Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды

Механик-водитель

Общий вид на место механика-водителя. Необычным был "классический" руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями - кожух трансмиссии
Общий вид на место механика-водителя. Необычным был "классический" руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями - кожух трансмиссии

Этот член экипажа располагался в передней части корпуса, за трансмиссией. Под педалью этого человека было управление 700-сильным мотором Maybach HL230, объемом в 23 литра. Элементы управления практически «автомобильные»: классическое рулевое колесо, и ключ зажигания. Помимо стандартных датчиков, есть сигнализатор систем пожаротушения, которая автоматически включалась при температуре в МТО свыше 120 градусов. Полуавтоматическая коробка передач была тоже от Maybach – 8 передач вперед, и 4 – назад.

Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь.
Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь.

Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах "Формулы-1"
Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах "Формулы-1"

Стрелок-радист

Место стрелка-радиста. Перед ним - пулемет MG-34 в шаровой установке
Место стрелка-радиста. Перед ним - пулемет MG-34 в шаровой установке

Основным инструментом радиста был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в 100-мм лобовой плите, и радиостанций FuG-5. Она позволяла вести прием и передачу на расстоянии в 9,4 километра в режиме азбуки «Морзе», и до 7 – в режиме телефона.

Командир

Вид на командира, предположительно, с места заряжающего
Вид на командира, предположительно, с места заряжающего

Лидер экипажа располагался практически над наводчиком, в задней части башни. При закрытом люке наблюдение за полем боя производилось через перископическую панораму командира, окошки которой располагались в командирской башенке. На первых машинах была прямая комбашенка с откидным люком. Такая конструкция демаскировала машину, и увеличивала вероятность рикошета снаряда в люк командира. Позже от этого отказались. Новый люк получил толщину стенок в 10 сантиметров, и форму, способствующую рикошету вражеских снарядов. Кроме того, решили проблему люка, который теперь приподнимался и сдвигался.

На фото - командирская башенка поздних выпусков - без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.
На фото - командирская башенка поздних выпусков - без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.

Спасибо за внимание! Ниже предложены тексты, касающейся легендарной машины в других аспектах:

Малоизвестные факты о танке "Тигр"

БРЭМ на базе "Тигра" - было ли?

Советский самолет, сбитый пушкой "Тигра"- правда или вымысел?