Самолет М. Руста на Красной площади в 1987 г.: след Горбачева и участие спецслужб.

12 July

Его сердце бешено колотилось, глаза чуть не вылезали из орбит, в ушах - сильный гул. Струи пота, слезы из глаз, дрожащие руки. Жив! Цел! Получилось! Матиас сам не верил, и, вцепившись в штурвал, улыбался сумасшедшей улыбкой, глядя на сверкающий в солнечных лучах Храм Василия Блаженного.

Матиас Руст на Васильевском спуске после приземления. 28.05.1987 г.
Матиас Руст на Васильевском спуске после приземления. 28.05.1987 г.

Случай, потрясший не только всю страну, но и весь мир, произошел 28 мая 1987 года. Казалось бы, в то время планомерного разложения Советского Союза, многое в стране уже не контролировалось, и многих бед можно было ожидать. Но, чтобы 19-летний немецкий летчик-любитель, в День пограничника, беспрепятственно приземлился на Большом Москворецком мосту, а затем проехал на самолете по Васильевскому спуску до Красной площади!

После случая, конечно, сразу полетели головы, со своих постов было снято почти все военное руководство СССР, включая Маршала Соколова. Матиаса арестовали. Стали разбираться.

Как был совершен перелет до Москвы?

Матиас Руст, немецкий летчик-любитель, начал свой рискованный полет на арендованном легкомоторном спортивном самолете «Cessna-172 Skyhawk» из Гамбурга, пролетел через Рейкьявик и Хельсинки в Москву, беспрепятственно преодолев больше тысячи километров.

Руст вылетел 13 мая из Германии в Шотландию, затем в Исландию, далее – в Норвегию и в Финляндию. Его решение о конечном пункте назначения на Красной площади в столице СССР до конца еще не созрело, он долгое время сомневался и спорил с собой:

«Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».

Но все же, он решился. Утром 28 мая он сообщил диспетчерской службе о своем намерении полёта в Стокгольм. Через 20 минут полета самолет Матиаса ушел из зоны управления аэропорта, и пилот отключил все средства связи. После исчезновения самолета с экранов радиолокационных станций, была запущена поисково-спасательная операция.

Схема маршрута перелета М. Руста. Автор: Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2. 2011 г.
Схема маршрута перелета М. Руста. Автор: Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2. 2011 г.

А в это время Руст уже пересек советскую границу и летел к Москве. Он летел следующим курсом: Чудское озеро – озеро Ильмень – озеро Селигер – вдоль железнодорожного пути Ржев-Москва.

А что с нашими ПВО?

Самолет Руста был обнаружен советскими радиотехническими подразделениями ПВО уже в 14 часов 10 минут. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали.

К самолету Руста направлялись наши дежурные «МиГи», и пилот одного из них доложил:

«В разрыве облаков наблюдаю спортивный самолёт типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа» /А. Пучнин/.

Истребители не могли все время сопровождать легкомоторный самолет Руста, поскольку он летел на малой высоте и с малой скоростью. Пилоты «МиГов» летали над самолетом-нарушителем, но четких команд относительно него не получали, поэтому просто возвращались обратно.

Почему они не сбили самолет Руста?

Ответ заключается в нашумевшем случае в сентябре 1983 года с южнокорейским «Боингом», после которой СССР подписал дополнение к Конвенции о международной гражданской авиации, однозначно запрещавшее сбивать гражданские самолеты. Легкомоторные самолеты разрешалось только принуждать к посадке, а это на практике было намного сложнее, чем просто сбить.

Кроме того, по счастливой случайности самолету Руста был присвоен признак «свой», когда он пролетал над Псковом. Там шли учебные полеты, менялся кодовый номер по системе «свой-чужой», и один неопытный лейтенант отметил «своими» все объекты, находящиеся в тот момент в воздухе.

Дальше, опять счастливый случай для Руста: в районе озера Селигер его самолет приняли за воздушное судно, участвующее в спасательной операции из-за столкнувшихся накануне самолетов.

Таким образом, в немецком самолете не обнаружили нарушителя до тех пор, пока он не оказался в зоне Московского округа ПВО. Военные обозначили его как самолет-нарушитель, но принимали за советский легкомоторный самолет и не придали ему большого значения.

К 18-30 часам Руст подлетел к Москве. Местом для посадки он выбрал Большой Москворецкий мост, при этом снижаясь, он чудом не задел крыши автомобилей.

Самолет М. Руста «Cessna-172 Skyhawk» в Берлинском техническом музее. Автор фото: Michael32710. 2012 г.
Самолет М. Руста «Cessna-172 Skyhawk» в Берлинском техническом музее. Автор фото: Michael32710. 2012 г.

Версии причин произошедшего.

  1. Одни считают, что это была спланированная акция западных спецслужб, чтобы опорочить советские ВВС и ПВО.
  1. Другие считают, что полет Руста был согласован с советскими спецслужбами для реализации планов Горбачева по снятию с постов неугодных ему высокопоставленных военачальников, и назначению на их места преданных ему людей.
Читайте также: "Уничтожить СССР: союз Горбачева и западных спецслужб"

Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Р. Акчурин:

«Акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию… Был снят главком Александр Иванович Колдунов — удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. <…> Убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова».

3. Третьи считали: и то, и другое.

«Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода… Сбить «Сессну» могли столько раз, сколько было нужно». /Генерал армии П. Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991—1997 гг./

4. Четвертые убеждены, что реализация полета Руста – просто цепь счастливых для него совпадений.

М. Руст в суде. Автор фото, правообладатель: ИТАР-ТАСС. 1987 г.
М. Руст в суде. Автор фото, правообладатель: ИТАР-ТАСС. 1987 г.

Можно считать так, или иначе, но вот факты, которые могут свидетельствовать о том, что слишком уж много было «счастливых совпадений».

  • Когда самолет-нарушитель подлетал к столице, от главнокомандующего войсками ПВО поступил приказ об отключении автоматизированной системы управления ПВО для проведения профилактических работ. Об этом известно от оперативного дежурного Московского округа ПВО генерал-майора В. Резниченко.
  • Каждые сутки на основании приказа руководства изменялись границы мертвых зон, т.е. границ между локационными зонами, чтобы до минимума снизить уязвимость ПВО. Но, как утверждал начальник штаба Таллинской дивизии ПВО полковник В. Тишевский, 27 мая 1987 года такого приказа не поступило, границы остались прежними. А Руст для своего полета, по каким-то причинам выбирал именно эти зоны, возможно, он был осведомлен о пролегании границ. И, по логике, получить такую информацию он мог только с советской стороны.
  • По заверению Генерал-полковника Л. Ивашова, в марте 1987 года Маршал Соколов доложил Горбачеву, как работает система противоздушной обороны страны. Кроме того, он оставил ему секретные документы – карты ПВО именно этого направления.
«Наутро я понёсся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи…» Горбачёв карту не вернул…». /Воспоминания Л. Ивашова/.
  • Еще один аргумент в пользу причастности Горбачева к этой провокационной акции: самолет прилетел в Москву с полными баками, что свидетельствует о его дозаправке уже на территории СССР. Генерал ПВО Сергей Мельников признался в участии Владимира Крючкова (бывшего председателя КГБ) в разработке плана провокационного полета.

В телепрограмме «Момент истины», в 2011 году он заявил:

«Когда Руст приземлился в Москве, его баки были полны. Его дозаправляли. Под Старой Руссой, прямо на дороге. Спрашиваю Руста: «Хочешь, покажу тебе фотографию, как заправляют твой самолёт?». Руст не ответил, только глаза забегали по сторонам…».

Правда, фотографии так никто и не предъявил.

  • Помимо прочего, вызывает удивление тот факт, как Руст вообще смог посадить самолет на мосту и избежал крушения? Уголовное дело №136 Следственного отдела КГБ СССР содержит такие показания свидетеля, сотрудника ГАИ С. А. Чинихина:
«Если не знать, где на мосту находятся растяжки, то надо предположить, что вероятность катастрофы была».

Так что это было?

Судите сами. Выражайте свое мнение в комментариях под статьей.

М. Руст. Автор фото:  Udo Grimberg. 2012 г.
М. Руст. Автор фото: Udo Grimberg. 2012 г.

Сам Матиас Руст через 20 лет после своего эпатажного полета, сообщил:

«Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом».

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Вам может быть интересно:

Сколько Горбачев «поимел» от продажи Америке Советского Союза?

Первая женщина-министр и противница семьи Александра Коллонтай

Николай Константинович: вор, богохульник и крестный сын императора Александра II

Подпишитесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и читайте новые статьи первыми!