Истории о 6 легендарных кладах

Сколько уже историй написано о кладах! И “Золотой жук” Эдгара По, и “Остров сокровищ” Роберта Стивенсона, и “Ночь накануне Ивана Купалы” Николая Гоголя, и “Копи царя Соломона” Райдера Хаггарда. И еще десяток замечательных произведений. Недостаток у них только один. Действие происходит где-то далеко-далеко от нашего Владимира. А так хочется верить, что и у нас можно стать современным графом Монте-Кристо, обладателем несметного богатства. Тем более, что история у Владимирского края богата. И если как следует поискать, найдутся и захватывающие дух описания сокровищ. Мы попробовали разобрать некоторые из них. Для начала экскурсовод Денис Лапин рассказал нам самые достоверные легенды о кладах. А затем мы дали слово археологу Тимуру Галкину, и он прокомментировал наши “карты сокровищ”.

Денис Лапин, экскурсовод
Денис Лапин, экскурсовод
Тимур Галкин, археолог, кандидат исторических наук
Тимур Галкин, археолог, кандидат исторических наук

Сколько кладов еще не найдено?

Для начала мы попросили Дениса немного рассказать в целом о сокровищах. Как их прятали и как теперь находят:

“Точной описи, конечно, не существует. Представьте: человек живет в городе, который взят в осаду. Ценности на всякий случай будут им припрятаны. Ну или тот же владимирец отправляется в военный поход. Как сохранить деньги, если банков на Руси еще не изобрели? Ну правильно - прикопать горшочек с монетами где-нибудь в укромном месте. А потом пропадает, погибает владелец клада. И остается его сокровище невостребованным. Проходят сотни лет, и кто-то случайно обнаруживает драгоценность. Таких случаев история Владимира, Суздаля, да и других древних городов знает немало. Но это, скажем так, мелко. Другое дело - клады легендарные. Такая находка в 90% случаев дело удачи. Но что если сами старинные хроники, летописи и прочие записи наводят на следы весьма крупных кладов? Как раз такие истории я для вас и припас”.

Картину дополнил Тимур. Он объяснил, что обыватели считают кладами и какой смысл в это слово вкладывают ученые:

“Кладом в археологии называют спрятанный в земле или в другом недоступном месте комплекс предметов. Однако, инвентарь погребения кладом не называется. При этом (в отличие от обиходного значения этого слова) клад, как археологический объект, может состоять из вещей, не обладающих существенной материальной ценностью, то есть может не являться сокровищем (но может и быть таковым)”.

Сокровище Древней Руси

Старинное село Кидекша стоит на берегу Нерли, в нескольких километрах от Суздаля. Денис считает, что именно там, возможно, стоит искать очень древний и ценный клад:

Окрестности села Кидекша и храм Бориса и Глеба
Окрестности села Кидекша и храм Бориса и Глеба

“Все мы знаем церковь Бориса и Глеба, построенную в 1152 году при князе Юрии Долгоруком. Это древнейшее белокаменное сооружение на территории Северо-Восточной Руси. Его фундамент и стены дошли до нас без изменений. А вот все остальное не раз серьезно меняли. Например, в 19 веке с западной стороны к церкви пристроили притвор. Возможно, сооружение перекрыло доступ к подвалу и усыпальнице. Теория подтверждается публикацией в одном из номеров газеты “Епархиальные ведомости” 1860-х годов. Речь идет о рассказе 80-летнего священника о входе в древнюю усыпальницу.

Автор говорил, что сам, когда был молод, спускался в эти помещения, и путь его начинался как раз с западной стороны храма! Получается, что новый притвор перекрыл вход в древнее подземелье, а ведь это идеальное место для всевозможных тайников. Рискну предположить, что там можно было бы найти весьма ценные артефакты времен домонгольской Руси. Кстати, граф Уваров, проводивший в 19 веке первые раскопки в Кидекше, досадовал как раз на эту перестройку храма”.

А теперь рассмотрим данную историю с точки зрения археологии. В этом нам, конечно, помог Тимур:

“Тот факт, что храм подвергался ряду перестроек в последующие после создания эпохи, безусловно, хорошо известен. Как и факт проведения начального этапа исследования во Владимирском Ополье графом А. С. Уваровым. Однако, надежда на сохранность каких-либо тайников, крайне невелика. В 21 веке исследователем В. В. Седовым уже были вскрыты и современные полы, и части гробниц. Это принесло нам много интересных данных о конструктивных особенностях храма, его домонгольской фресковой росписи, а также позволило найти уникальные элементы резного декора, оставшиеся от первоначального убранства. Однако, никаких тайников обнаружено не было. Как и никаких церковных сокровищ. Подробнее можно прочитать тут”.

Клады времен татаро-монгольского нашествия

Зимой 1237-1238 годов Суздаль и Владимир пали под натиском войск Батыя. Города разграбили и сожгли. Естественно, часть ценностей была утеряна, часть успели спрятать. И по сей день археологи во время раскопок и просто владельцы старинных зданий обнаруживают клады как раз того периода. Например, в 2008 году во Владимире археологи во время охранных раскопок нашли около 120 кг янтаря, видимо, на месте, где некогда стоял купеческий дом. Похоже, “солнечный камень” хранился где-то в подвале, и когда огонь уничтожил постройку, баснословно дорогой по тем временам товар оказался погребенным под обломками.

“Во Владимире в 1993, 2008, 2012 годах найдено несколько очень представительных кладов, которые подчеркивают столичный, не рядовой характер поселения. Наиболее интересным, пожалуй, является клад 1993 года из раскопок Ю. Э. Жарнова, содержавший уникальные предметы церковного обихода, обнаруженные в подвале так называемой “усадьбы священнослужителя”. Не менее представительны клады и находки статусных женских украшений, и уже упомянутый крупнейший в Восточной Европе клад янтаря. И вероятность находок подобных кладов, зарытых в подполах древнерусских усадеб, которые сохранились под современной застройкой, достаточно высока”, - разжигает наш интерес Тимур.

А Денис дает еще больше информации о сокровищах, которые, возможно, до сих пор ждут своего часа под землей.

Загадка Батыева кургана

Это, пожалуй, одно из самых известных преданий, связанных с татаро-монгольским нашествием. С легендой нас знакомит Денис:

“У дороги Владимир-Суздаль некогда стояло село Батыево. А рядом с ним был земляной холм, курган. Подробное описание места и легенд, связанных с ним, сохранилось в одном из томов “Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии”.

Вот какие сведения приводит автор тома: “В 1237 году татары под предводительством Батыя, осадивши Владимир, отправили часть войск в сторону Суздаля. Летопись говорит следующее: “Взяша Суздаль и святую Богородицу разграбиша и двор княж огнем пожгоша”. Описания осады нет, но народные предания восполняют пробел: “Егда злочестивый и безбожный татарский царь Батый, разоряя землю мечом, взяв славный град Владимир, и оттуда со всем своим войском подвигся ко граду Суздалю. И не доходя до него несколько поприщ, поставя стан свой… И исходя из этого стана, творя войну с воинством суздальским”. Ныне село, где разбил стан Батый, называется Батыево”. И далее в той же книге: “Близ дороги у села виден насыпной холм, который в народе известен под именем Батыева кургана. По народным преданиям, это могила суздальцев, геройски павших в 1237 году в неравном бою с татарами”.

Я сам из тех мест и слышал про некие несметные сокровища, зарытые где-то поблизости от села. И мой дед, и его отец, и другие мужики пробовали искать клад, но никому удача не улыбнулась. В 1960 году Батыево было признано бесперспективным, и его забросили. После многие пытались разыскать старинные сокровища, но безрезультатно.

А теперь самое загадочное: холм до наших дней не сохранился. Говорят, его срыл в 19 веке граф Уваров и даже сделал какие-то очень значимые находки… Но так ли это на самом деле - не ясно. Плюс наука и техника не стоят на месте. Наши современники проводят раскопки в тех самых местах, где некогда прошел Уваров, и обнаруживают немало артефактов. Пример тому - курган в Шекшово.

Была еще одна необычная история, связанная с Батыево, которую рассказала мне Ольга Петровна Меленова. Она в юности, то есть еще в довоенные годы, была активисткой-комсомолкой и жила как раз в тех местах. Некие ученые мужи показывали ей в полях участок, который надо было охранять от перепахивания. А не было ли это место, где раньше располагался курган? Несколько лет назад я вывез Ольгу Петровну в те самые поля, мы хотели найти заветный участок. Но, увы, и рельеф изменился, и память пожилую женщину подвела. Так и не вспомнила она точно. Впрочем, есть и хроники, и старинные карты - немного терпения, и заветный участок можно разыскать”.

Что по поводу кургана скажет Тимур? Неужели и правда где-то в полях между Владимиром и Суздалем дожидается своего часа сокровище?

“Говорить о легендах и преданиях, связанных с Батыевым курганом, вряд ли представляется возможным. По всей вероятности, название появляется уже в модерновое время и является следствием отражения исторической памяти, а не реальных событий. Либо же, как вариант допускается существование курганной группы рядового славяно-мерянского населения, которая или была раскопана в исследованиях 19 столетия, или нивелирована следами современной распашки”.

Клад под Успенским собором

Эта история произошла позже, во времена татаро-монгольского ига. О ней нам напоминает Денис:

“В любом труде, посвященному Успенскому собору, есть строки о ключнике Патрикии. В 1412 году казанский царевич Талыч внезапно напал на Владимир. Служитель собора успел спрятать в тайнике несметные богатства, хранившиеся со времен Андрея Боголюбского. Патрикий погиб от рук татар, но так и не выдал местонахождения реликвий. Я уже подробно рассказывал об этом эпизоде, но чем не повод повториться?”

А что об этом скажет наш эксперт-археолог?

“Смею предположить, что дело опять в городских легендах. Безусловно, храмы служили своего рода “сокровищницами” и для богатых подношений церкви от князей и царей, и просто как монументальные и, что важно, каменные постройки (т.е. пожары, бушевавшие в городе достаточно часто, были им не так страшны). Но стоит учесть, что при Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо Успенский собор подвергается серьезной реставрации, и клады, если они и были, могли быть извлечены еще в древнерусское время. Во многом, повторюсь, несметные богатства Успенского собора - еще одна городская легенда”.

Клады Смутного времени

Следующие три истории связаны со временем польско-литовской интервенции. Захватчики не церемонились - они разграбили немало городов, в том числе и на территории нашего края. Денис Лапин обратил внимание на “работу” так называемых “лисовчиков”:

“Речь идет об отрядах пана Лисовского, существовавших в 1608-1616 годах. Европейцев они потрясли своей скоростью и маневренностью. Обычно армии передвигались медленно, ведь вместе с солдатами шли тяжело груженные обозы с провиантом, доспехами, награбленным, даже, пардон, маркитантками. А лисовчики шли налегке: добычу, провизию и обоз они оставляли где-нибудь в “штабе”. И все набеги совершались стремительно, скорость перемещений этих конников была невероятной по тем временам. Отсюда следует догадка: награбленные сокровища должны были где-то прятать, раз их не возили с собой. Погиб пан Лисовский внезапно, то ли упав с лошади и ударившись о камень головой, то ли прямо сидя в седле. Но факт остается фактом: о своих кладах он не успел бы никому рассказать.

“Польский офицер”, Рембрандт около 1655 г.
“Польский офицер”, Рембрандт около 1655 г.

Теперь разберемся, как все это связано с нашим регионом. Обратимся к книге “Новый летописец”, там есть отрывок как раз о лисовчиках и Суздале. Сначала горожане планировали обороняться, но позднее оппозиция во главе с неким Меньшиком Шильниковым убедила народ присягнуть самозванцу Тушинскому вору. И даже церковный владыка Галактион этому не препятствовал.

Позже суздальцы послали весть военачальнику Сапеге, который осаждал в то время Троице-Сергиев монастырь, попросив у него помощи. Он-то и отправил своего полковника Лисовского и воеводу-изменника Плещеева. “Они же пришедша в Суздаль и многою пакость творя иным градам”, - говорит летопись. По преданию, паны предавались грабежам. Хотели вынести ценности и из Покровского монастыря. Легенда гласит, что путь Лисовскому преградила преподобная София Суздальская и свечой опалила его, да так, что у вора отнялась правая рука. После такого грозного предупреждения шляхтичи не рискнули грабить обитель. Но вот окрестностям Суздаля досталось. А так как город был лагерем захватчиков, то и собранные сокровища должны были прятать где-то поблизости”.

Тимур Галкин говорит, что пока богатых кладов того времени на территории нашего региона не находили:

“Нашествие “литовских людей”, действительно, заставило многих зажиточных жителей Руси прятать свои богатства. Огромные денежные клады найдены в Москве - в Зарядье и на Романовом дворе. Однако во Владимире подобных находок пока сделано не было. Все дело в особенностях культурного слоя города XVII столетия, достаточно тонкого, очень сильно перемешанного поздним строительством и огородной распашкой. Впрочем, здесь можно высказать и сдержанный оптимизм, возможно, подобные находки еще будут в дальнейшем”.

Сокровища Лисьей горы

Раз есть сдержанный оптимизм, прислушаемся повнимательнее к теории Дениса:

“Куда же свозили добычу? Маловероятно, что это место было в самом городе, скорее уж в округе. Почитаем “Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии”. Его составил и издал журналист Тихонравов в 1857 году.

Приведу один из отрывков: “В 7 верстах от Суздаля за селом Менчаково находится городок, расположенный близ рощи над рекою Нерлью, называемый в народе Лисья гора. Он имеет форму полукруглую, 53 сажень в окружности. Окоп городища состоит из одной земляной насыпи без рва и вполне сохранился. Предание об этом месте в народе такое: “Когда пан Лисовский грабил в Суздальской области, то скрывал тут свои под крепким сводом сокровища. И заперев дверь от подвала, ключ бросил в Нерль, чтобы они никому не достались. Но после уже не возвращался к этому месту. И сокровища доныне тут, да и достать их нельзя, потому что зарыты неспроста”.

Последняя фраза загадочна и отсылает к древним легендам о кладах. Вспомните, как у Гоголя в “Ночи накануне Ивана Купалы”. Зарытое сокровище охраняет нечисть, всячески запугивает добытчика, а чтобы откупиться от нее, надо пролить невинную кровь… Конечно, это только страшные сказки. Но, возможно, благодаря им никто и не рискнул всерьез искать клад на Лисьей горе”.

Тимур предложил пересмотреть эту теорию:

“Здесь мы имеем дело с приданием археологическому объекту селище Менчаково (XI – XIII вв.) статуса более позднего археологического объекта. Такие смещения исторической памяти нередки для народного сознания, вспомним хотя бы село Ляхи в Меленковском районе Владимирской области и попытка жителей связать его название с польскими интервентами. Или легенду о том, что знаменитые каменные лабиринты на Соловецких островах, относящиеся к эпохе неолита, выкладывал и создавал Петр I. Так что нахождение здесь сокровищ так же маловероятно”.

Клад в колоколе

На этом наши поиски сокровищ Смутного времени не заканчиваются. Денис говорит, что можно поискать добычу лисовчиков еще в одном местечке на территории нашего региона:

“В одном из номеров “Епархиальных ведомостей” конца XIX века говорилось о местечке, ранее называвшемся Поповка. Находилось оно у дороги на Москву, в нашей области. Там лисовчики вырыли яму и опустили в нее снятый с местной церкви колокол. В эту необычную “тару” шляхтичи сложили награбленное в окрестностях Суздаля золото и серебро. За кладом лисовчики так и не вернулись… А в XVIII веке некие польские ученые наведывались к нам, чтобы найти то самое место. Похоже, у них сохранились старинные хроники или другие записи о зарытом сокровище. Но уехали ученые ни с чем. И до сих пор тайна Поповки не раскрыта”.

Тимур говорит, что спешить туда с оборудованием для раскопок, возможно, и не стоит:

“Очень типичный, можно сказать, “кочующий” сюжет о Смутном времени. На мой взгляд, тоже весьма маловероятный. По причине сложности и трудозатратности. Гораздо проще спрятать деньги и иные ценности в сосуды, что чаще всего и происходило”.

Ляховские могилицы

Есть во Владимирской области еще один участок, где теоретически можно найти сокровища времен Смутного времени. Вот какую информацию нашел Денис Лапин:

“Это место на территории Ковровского уезда тоже описал Тихонравов в своем “Сборнике”: “Почти в 50 верстах от Владимира по Нижегородскому шоссе на левой стороне от дороги виднеется сосновая роща, известная между тамошними жителями под названием Ляховских сосен. Роща находится на крутом берегу глубокого оврага, и неподалеку от нее видны высокие круганы, называемые ляховскими могилицами.

В 1839 году помещик господин Андреев разрывал один из них и нашел в нем остов, у которого на руке был серебряный перстень с гнездом, в котором можно было разобрать латинскую букву W с короною вверх. Также найдена изоржавевшая полоса железа, похожая на турецкий ятаган. Более курганы здесь не разрывали. О них в народе ходят разные темные предания…” Получается, что и в этом месте можно найти немало предметов эпохи Смутного времени.

Но снова Тимур немного снижает градус оптимизма:

“Связывать название с событиями Смутного времени, как я уже говорил выше, свойство народной памяти. По всей вероятности, мы имеем дело с курганной группой древнерусского или более раннего времени. Однако, сведений о раскопках купца Андреева и коллекции из этих могил не сохранилось, а опираться на народные легенды и предания в таких случаях нужно крайне осторожно.

Подводя итог, можно отметить, что владимирская земля хранит немало тайн и загадок, как и кладов. Но найдены они будут скорее в современных городах при спасательных археологических исследованиях, нежели в сомнительных урочищах. Время “охотников за сокровищами” давно прошло”.

И все же Денис не совсем согласен с такими выводами:

“Над теориями Шлимана тоже многие смеялись и не верили в его изыскания. Ему говорили, что Троя - только легенда. А он нашел! И не только Трою. Опускать руки не стоит и поиски нужны”.

Мы привыкли, что клад - это золото-серебро-бриллианты. Но на самом деле главное сокровище - это новые сведения о давно минувших эпохах. Вот почему и не стоит нам, обывателям, самим заниматься охотой за ценностями. Иначе все может быть так же плачевно, как в Египте, где древние пирамиды по большей части разграбили люди несведущие, и для науки артефакты пропали без следа.

Источник: Ключ-Медиа