Путешествие к уникальному гидротехническому памятнику XIX века

На левом притоке Клязьмы - реке Теза в 1830-е годы соорудили каскад из 5 деревянных плотин и шлюзов. В 2000-е четыре шлюза отремонтировали и сделали бетонными, а последний, пятый, так и оставили деревянным. Подъехать к нему с берега рядовому туристу сложно, а добраться по Клязьме к уникальному гидротехническому памятнику по силам оказалось экспедиции “Ключ-Медиа”. Для этого мы отправляемся на самый край Владимирской области в деревню Юдиха.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Система Тезянских шлюзов в прошлом году отмечала 180-летний юбилей. В 1834 году Владимирскую губернию посетил император Николай Первый, который озаботился организацией судоходства на маловодной реке Теза. В бывшем Вязниковском уезде процветала ткацкая промышленность. Стоящие на Тезе фабрики в Шуе и Холуе требовали транспорта для подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Рядом - судоходная Клязьма, но баржи могли достичь реки только по большой воде. Через три года шлюзы пропустили первые пароходы с английской пряжей. Размер камеры шлюза 10х2 сажени, что составляет нынешние 21,3 на 4,2 метра. Поэтому для Тезы строили специальные пароходы и баржи-тезянки в Коврове и Вязниках.

Нам предстояло найти кратчайший путь до этого гидротехнического чуда. Теперь шлюз № 5 находится в Южском районе Ивановской области, куда ведет очень плохая грунтовая дорога. А ближайший владимирский населенный пункт - деревня Юдиха. От нее идти вниз по Клязьме 11 км и вверх по Тезе 3 км.

Рядом с Юдихой множество спусков к реке, но все они для внедорожников и квадроциклов. Лишь с третьей попытки мы нашли относительно приемлемое место для спуска на воду.

В поисках потеряно 2 часа. К 13:00 наша лодка на воде, заводим мотор и идем вниз по реке. Клязьма ниже Коврова и в царские, и в советские годы считалась судоходной. Но славились на всю реку две крупные мели - Венецкая у погоста Венец и Нерехтинская каменная гряда выше Коврова. Вот уж никак мы не думали, что страшная для пароходов мель в 2018 году окажется малопроходимой для легкой моторной лодки. Защита винта втыкается в песок, глушим мотор и идем на веслах. Глубина - 10-15 см по всей реке, лишь в одном месте находим канал метровой глубины.

На Венецкой мели много лет никто не намывал песок и не проводил дноуглубления, поэтому русло оказалось настолько запущенным. Через полчаса видим заросший камышами вход в Тезу. И тут же натыкаемся на песчаную косу.

Проходим чуть дальше - снова мель, еще - мель и коряги. Перемещаться по Тезе - то еще удовольствие для водномоторника. А в советские времена здесь проходило 6,5 тысячи судов в год.

Час мучений - и мы видим перед собой деревянную камеру шлюза. Оборудованного причала не находим, видимо, сюда редко кто приходит. Швартуемся у ближайшего берега и идем по ровно подстриженной лужайке осматривать инженерный памятник.

На берегу стоит домик с деревянными колоннами, на крыльце которого замечаем техника гидроузла Виктора Маркова. Наше появление его ничуть не удивило. Редкие туристы и блогеры, заходящие сюда, всегда упоминают этого человека. Так что он нам заочно знаком.

Продолжение читайте на сайте.