Был ли у Солженицына литературный талант, или он только сфальсифицированный по политическим причинам литератор?

10 January

Но, может, Солженицын, по крайней мере, крепкий мастеровитый писатель, мастер пера?

Александр Солженицын, источник "Русская планета"
Александр Солженицын, источник "Русская планета"

Нет, не тот случай. Начать с того, что есть существенная разница между теми работами Солженицына, которые редактировал сильный редактор  (например, А. Берзер в «Новом мире»), и теми, которые будущий нобелевский лауреат редактировал сам. Если первые короче вторых (отредактированный Берзер, т.е. отжатый от «воды» – повторов, длиннот, стилистической разноголосицы с перебором псевдорусских выражений – «Один день...» уменьшился в три раза!), более цельны и осмысленны, то вторые – длинные, рыхлые, рассыпающиеся на куски тексты; достаточно взглянуть на графоманское «Красное колесо».

В серьёзном литературном таланте Солженицыну отказывали весьма разные, нередко принадлежащие к различным литературно-политическим лагерям писатели и критики: В. Войнович, В. Лакшин, Б. Сарнов, Ю. Поляков и ряд других. Думаю, все они подписались бы под вердиктом В. Шаламова:

«Солженицын – писатель масштаба Писаржевского».

Отмечают исследователи и искусственный псевдорусский язык Солженицына – язык горожанина, старательно канающего под якобы простой исконно русский говор. Из всего сказанного – простой вывод: Солженицын – тотально сфальсифицированный по политическим причинам литератор; посредственный писатель третьего  (в лучшем случае) ряда.

из книги "Солженицын: прощание с мифом. Предисловие – А.И.Фурсов. Послесловие – М.Г. Делягин"