дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Роковая муза Маяковского Лиля Брик или «бессознательный инстинкт»

19 March

Уже упоминаемый нами, Томазо Маринетти в своём знаменитом эссе «Как соблазнять женщин. Кухня футуриста», написанном им после своего второго посещения России в 1914 году, будет утверждать, что

«стремление к красоте значит гораздо больше, чем любое физическое совершенство. В моем пространственном эротическом исследовании я всегда отдавал предпочтение искушенной плоти, постоянно движимой неусыпным и скрытым желанием наслаждения. Женщины, проповедующие так называемую естественную красоту, бесконечно смешны, скучны и не знают толка в наслаждениях. Это особое свойство – искушенность плоти – нельзя приобрести, и нельзя обучиться ему. Это нечто вроде бессознательного инстинкта, которым обладают все звери. Особая томность во взгляде, волнующие обертоны голоса, бархатистая плавность движений, манера усаживаться в кресло или устраиваться среди подушек, а также постоянное стремление исправить свой главный и самый опасный физический недостаток...».

Если верить воспоминаниям современников Брик, то даром «искушенной плоти» и «бессознательного инстинкта» Лили Юрьевна обладала в полной мере.

Лиля Брик и Владимир Маяковский. Источник art1.ru
Лиля Брик и Владимир Маяковский. Источник art1.ru

По современным представлениям она была женщиной с довольно рядовой внешностью, с обычной фигурой, как говорят «без шеи», не высокая, да ещё с глазами, которые она постоянно выпучивала в характерном для актрис немого кино стиле. Однако, по общему признанию, Лили обладала просто магнетическим влиянием на окружающих, легко влюбляла в себя влиятельных мужчин, уводила их из семей, потом благородно брала на себя заботу об их детях и дружила с их брошенными жёнами. Для Владимира Маяковского знакомство с ней стало очевидной заявкой на радикальное изменение всего уклада собственной жизни. Вчерашний боевик-анархист, с практически сгнившими после тюрьмы зубами, радикальный поэтфутурист, высоченный, угловатый, плохо образованный, неожиданно встречает свою «музу» – девушку из благородной, богатой еврейской семьи. Маруся (Мария Никифоровна) Бурлюк вспоминала: «Маяковский тех уже далеких лет был очень живописен. Он был одет в бархатную черную куртку с откладным воротником. Шея была повязана черным футляровым галстуком; косматился помятый бант; карманы Володи Маяковского были всегда оттопыренными от коробок с папиросами и спичками».

Для склонной с ранней юности к авантюрам и протестным акциям Лили Брик знакомство с Маяковским, начинавшееся для неё как очередное приключение, неожиданно будет продолжаться всю её долгую жизнь.

Лиля Брик, источник https://historytime.ru
Лиля Брик, источник https://historytime.ru

Одним из первых, практически сразу после знакомства, сумел разглядеть огромный поэтический талант Маяковского Осип Брик. Супруги Брик становятся по-началу его меценатами, пока средства позволяют, а затем – коллективным редактором и литературным агентом поэта и это очевидный плюс для него. Блестяще образованный Осип Меерович для Владимира Владимировича источник знаний, информации о литературных новинках, необходимых познаний в области теории литературы и филологии и т.д. Не случайно Маяковский в одной из анкет напишет о наличии у него 1000-томной библиотеки в совместном владении с Осипом, она, естественно, собрана Осипом Мееровичем на деньги Владимира Владимировича.

Если внимательно прочитать письма поэта к Лили Юрьевне, то становится очевидным, что благодаря её стараниям и напористости Маяковскому удается успешно решать многочисленные дела в издательствах, редакциях газет, театрах.

Лиля Брик и Владимир Маяковский, источник https://www.anews.com
Лиля Брик и Владимир Маяковский, источник https://www.anews.com

Вот письмо к Лили от 25 мая 1925 года, в котором Владимир Владимирович даёт ей десяток различных поручений:

  • – контролировать Осипа по соблюдению графика сдачи материалов в редакцию;
  • – подобрать фотографию для собрания сочинений;
  • – ускорить подготовку материалов для очередного номера журнала «ЛЕФ»;
  • – торопить издательство «Прибой» с выходом сказки;
  • – решить вопрос со вторым изданием «Сказки о Пете» в издательстве «Московский рабочий»;
  • – получить авторские гонорары от ряда издательств и т.д.

В письме от 15 июля 1925 года ей поручается передать американские путевые заметки и стихотворения в «Огонёк», «Известия», «Прожектор». Лучшее – «Открытие Америки», направить в редакцию «ЛЕФ» с припиской – «с «Лефа», разумеется, денег не надо брать».

из книги Солод В.Ю.
В. Маяковский и советское авторское право в 1917-1930 годах