Зелёный шатёр. Рецензия. Неоднозначное произведение.

25.12.2017

Людмила Улицкая, автор "Зелёного шатра"
Людмила Улицкая, автор "Зелёного шатра"

Том 1.
Сперва поговорим о первом томе. Не знаю, по чьей воле "Зелёный шатёр" разделён на 2 равных по объёму тома, но передо мной оказалась именно такая версия книги, приобретённая, кстати, в Fix Price (иногда и там попадаются достойные экземпляры).
Особенность "Зелёного шатра" заключается в том, что главного героя здесь нет. Мы не можем сказать, что кто-то из описываемых персонажей (по крайней мере по итогам первого тома) является центральной фигурой. Скорее, главным героем здесь можно назвать диссидентскую прослойку того поколения ("от смерти Сталина до смерти Бродского"). Собственно, со смерти Сталина и реакции на неё в разных семьях и начинается история. Именно здесь проявляется основная проблема книги для меня - слишком открытая ненависть к советскому режиму. Проблема заключается не в самой позиции автора, а в однобокости её выражения. Да, Улицкая рассказывает о мире инакомыслия и инакобытия, подробно описывая самые разные типажи, но мне не хватило комплексного взгляда, какой-то иной оценки происходящего, пусть даже она была бы опровергнута в ходе повествования.
Зато в детальном описании этого мирка в мирке отказать книге нельзя. А деталей действительно много, и воспринимаются они легко и живо.
Стоит отметить, что главы в "Зелёном шатре" могут с лёгкостью выступать в роли самостоятельных рассказов и повестей, каждая маленькая история самодостаточна. Расположение их не всегда соответствует хронологическому порядку, но дополнительное описание героев может добавить глубины эпохе и самим персонажам.
В самом начале я сказал, что разделение на 2 тома оправдано, и вот почему. Я понимаю, что читать однобокий взгляд на историю сможет далеко не каждый, но тот, кто готов простить это автору или же схож с ней во мнении, сможет получить удовольствие не только от содержания, но и от языка, который иногда очень хорош. Ещё бы мат, без которого здесь легко можно было обойтись, убрать, эх...

Том 2.
Очень сложно что-то добавить к тому, что было сказано по поводу первого тома. Правда, общее впечатление от книги улучшилось. На это сыграло несколько факторов: в каком-то смысле завершённость истории и уход персонажа Ильи на второй план. На первый выходят два его друга: Миха и Саня. Поэт и музыкант сразу были мне ближе по духу.
В целом стало меньше чернушности, больше личных историй, вызывающих смех и слёзы, порой одновременно. Но при этом маятник всё ещё качается уверенно от "Браво" до "Э, нет...".
Самым сильным эпизодом для меня останется глава про похороны Сталина из первого тома. Это самое страшное в книге, и, пожалуй, один из самых жутких эпизодов, прочитанных мной в принципе. Ощущение обезумевшего народа в условиях страха и непонимания переданы просто и даже буднично. Не факт, что было всё так, художественный вымысел, все дела. Исторических версий по поводу погибших в давке существует множество. И это, кстати, ещё одна причина, почему данный эпизод крут - он заставил меня искать дополнительную информацию.

Общее.
Перечитывая первый и второй абзац, я вижу, как они сбивчивы. Одна из причин - итоговое непонимание, отсутствие чёткого отношения. Но сформировать его стоит. Поэтому остановлюсь на следующем: это странное ощущение, когда ты мозгом можешь соглашаться с автором и понимаешь, что общую идею ты поддерживаешь, но вот душой, эмоциями я чувствую, как фальшивит выбранный инструмент, как нюансы оставляют небольшие ссадины на ткани восприятия, запрятывая идею о человеческом взрослении и развитии через поступки и утраты на второй план, выпячивая эпизодическую топорность и ненависть на первый.
Таким образом, "Зелёный шатёр" для меня - книга упущенных творческих возможностей, но всё ещё заслуживающая определённого внимания и уважения.

Может заинтересовать:
Атлант расправил плечи. Рецензия
Белые одежды. Рецензия
Исповедь книжного ретрограда

Если понравилась рецензия - поставь "палец вверх". Это очень мотивирует продолжать. Можешь ещё подписаться на канал. Это мотивирует ещё больше!