«Подводный» город Павлопетри

Любите ли вы затонувшие города так, как люблю их я? Не могу спокойно, то есть без восторга и трепета, относиться к таким вещам, как, например, недавнее (ну как, лет 10 прошло уже) открытие затонувших портовых городов Тонис-Гераклиона и Канопуса в Египте. Про них в 2016-ом, когда Британский музей делал выставку под названием «Затонувшие города», только ленивый не написал, а фотки статуй в окружении стаек рыб обошли все журналы.

Подводная съемка  Канопуса
Подводная съемка Канопуса

Так вот, в Греции (в Лаконии) находится самый древний из обнаруженных археологами подводных городов. Его история насчитывает уже больше 5000 лет. Несмотря на то, что открыт город был еще в 1967, активное его изучении началось не так давно, когда на первый план вышли новые технологии, позволяющие не просто работать на глубине 3–4 м, где лежат древние руины, но и делать это комплексно, разнообразными высокотехнологичными методами от эхолокации до 3D-сканирования.

Теперь же к нашим услугам и карта, и красивые визуализации поселения, от которого остались только фундаменты. Знаете почему, кстати? Потому что лишь они были каменными, а сверху клались обычные для Греции саманные блоки (это не г-но и палки, как вы подумали, а солома и глина, но эффект тот же). Их, понятное дело, размыло и даже следа не осталось.

Павлопетри был заселен начиная с 4500-3200 до н.э. и продолжал оставаться таковым на протяжении всего бронзового века. Но периоды расцвета пришлись на 2800-2000 до н. э., а также в 1600-1100 гг. до н.э. На площади порядка 50 000 м2 ученые нашли остатки жилых и религиозных зданий, а также кладбище. Отдельный примечательный факт — помимо кладбища, захоронения найдены и между зданиями затонувшего поселения, и внутри них: под полами домов и даже в стенах. А о чем это говорит?

Ну, как минимум об активном почитании предков, как в неолите в той же Лерне, Элевсине, на Крите, а еще раньше в Иерихоне, Эйнане и в общем-то где только не от Месопотамии до Балкан. Просто в связи с этими подпольными захоронениями еще раз подумала о том, что в ранних культурах сфера сакрального (заупокойный культ) и профанного (обычная жизнь) находились еще в неразделенном, синкретичном состоянии. Обеденный стол мог быть и алтарем, новые члены семьи зачинались, рождались и спали на кроватях, стоящих фактически на костях предков, а их черепа могли быть выставлены «на полочку» у очага.

Череп из Иерихона
Череп из Иерихона

В Иерихоне их даже глиной заполняли, чтобы больше на умершего было похоже, и глаза раковинами каури инкрустировали. Сейчас вот в приличных семьях могут показать портрет прабабушки кисти знаменитого художника или фоточку там черно-белую винтажную в рамочке, а в Иерихоне всё было тру — вот, любуйтесь, бабушкина голова в натуральную величину и вообще вся натуральная, за исключением пары деталей. Даже у минойцев и микенцев теменос (от греч. τέμενοσ – священное место), святилище, всё-еще прибывает в том числе внутри жилища (дворца, мегарона). Это только потом умные люди додумались, что молимся в одном месте, живем — в другом, а может предков почитаем внутри дома, в верховное божество — в специальном красивом месте?

Ох, простите, отвлеклась. В общем, в Павлопетри тоже было найдено необычное здание, которое, возможно, выполняло функцию храма или некоего зала для собраний и торжеств. Обширная площадь и характер застройки позволяют предположить, что город был крупным, если не самым большим, торговым центром региона, ведь он находился на линии важного маршрута «Элафонисос – Китера – Антикитера – Крит». Здесь даже были найдены глиняные сосуды, прибывшие с грузами с Крита. Считается, что город пострадал от многочисленных землетрясений, в результате чего и был затоплен.

В общем, это место — достойный кандидат на включение в маршрут по Пелопоннесу, потому что там вроде бы всем желающим можно погружаться с масками и, поскольку вода очень чистая и видимость отличная, буквально «проплыть» по улицам затонувшего города. Находки выставлены в Археологическом музее Неаполиса, так что можно совместить (надеюсь, мне удастся этой осенью).