Как в России делали бизнес

05.01.2018

Предупреждаю сразу – пост будет большой, но я настоятельно рекомендую его прочитать всем, кто интересуется бизнесом. Пост будет о том, что в России умели делать бизнес. Это о том, что «бизнеса в России не было», «при коммунистах было лучше всего» или «бизнес - это плохо». Как известно, до 1917 года в России было развито купечество, производство, типографское дело (о нем пойдет речь в этом посте), добыча полезных ископаемых и многое другое.

В самом центре Москвы, по адресу Трехпрудный переулок, дом 9, располагается здание с богатой историей, которое помимо прочего считается объектом культурного наследия. С момента постройки в 1900 году там располагалось типография Товарищества Скоропечати А.А.Левенсона. До революции 1917 года в России издавалось около 300 газет, журналов и альманахов, посвященных только театрам. Были газеты и журналы, посвященные другим сферам жизни людей. Естественно, что все это где-то печаталось. Одним из мест, где печаталось очень много газет, журналов, альманахов, рекламных афиш, упаковок для товаров и наклеек на упаковки печаталось именно в этой типографии. Вот образцы «Ежедневного либретто», обратите внимание на рекламу тех лет:

А вот этикетки, напечатанные там же:

На мой взгляд намного живее и интереснее, чем массовая реклама и этикетки, чем существующие сегодня.

Это предприятие было основано в 1881 году в доме отца основателя – известного московского врача А.С. Левенсона и на момент открытия в типографии был всего один ручной типографский станок и одна типографская машина. Типография была маленькой и почти никому неизвестной. Как следствие основными заказами были визитные карточки, коммерческие счета (как ни удивительно, но тогда их заказывали в типографиях) и другая мелочевка. Через несколько лет типографии удалось получить заказ на печатание газеты «Новости дня» и дела пошли в гору. Естественно, что ежедневная работа приносит прибыль и все старания и ожидания Левенсона начали окупаться, а у типографии появилось вполне радостное будущее, которое собственник не испортил жадностью или другими пороками.

В 1887 А. Левенсон сумел привлечь пайщиков и типография стала Товариществом на вере, сменив название на «Торговый дом А.Левенсон и Ко», а спустя еще три года была проведена последняя, до национализации 1917 года, реорганизация и переименование в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон».

1 мая 1892 года случается пожар, в котором было уничтожено все имущество типографии. Но буквально все члены товарищества сделали дополнительные взносы и уже через год объем печати превышал тот, что был до пожара, а стоимость имущества составляла 173 тысячи рублей.
В 1895 году типография получила большую серебряную медаль Министерства финансов, а в 1896 – золотую медаль на выставке в Париже, посвященной столетию литографии. В 1986 году типография выполняла заказ Министерство императорского двора (сейчас это бы назвали госзаказом) к коронации Николая второго, за что получило звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Впрочем медали типография получала и далее, в том числе медали получали и руководители типографии. И вот в 1900 г. появилось упоминаемое выше здание, а для приема заказов появилось отделение на Петровке.

Примечательно, что на предприятии была организована ссудно-сберегательная касса служащих, куда все были обязаны отчислять 5% (но быть членами этой кассы могли быть только служащие получающие доход не менее определенной суммы). Эта касса выдавала ссуды, а также начисляла проценты на обязательные вклады. Таким образом предприятие имело, если так можно сказать, «собственный банк». Ссуды, например, там были всего под 12% годовых. Более подробно об этой схеме можно почитать тут: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003805214#?page=1

И бизнес шел хорошо, типография процветала, рабочие и служащие получали неплохой по тем временам доход пока не пришел 1917 год. Типографию национализировали. Но не закрыли -типография в том же здании просуществовала до 1924 года. А вот теперь восстановили и отреставрировали здание, которое по праву можно считать памятником бизнесу, который в России был, есть и будет.

Реставрация здания длилась три года и полностью восстановлен как внешний вид, так и внутреннее убранство. Естественно настолько, насколько это возможно – время не щадит ничего и никого, но все же очень хорошо, что вот такие исторические памятники появляются в Москве. А вот то, что их восстанавливают при помощи частных инвесторов и меценатов – это уже другой подход, довольно новый для нашей страны. «Скоропечатня Левенсона» восстановлена при помощи группы ВТБ. И это далеко не единичный случай, когда бизнес, чаще всего крупный, помогает восстанавливать памятники истории, культуры, архитектуры и довольно редкий случай, когда восстанавливается здание с такой богатой «бизнес-историей», так как таких зданий попросту осталось мало.