Русский Клондайк

12.01.2018

Этот текст был написан осенью 2011 года, когда я прилетел с Сахалина домой, и смог все нормально написать плюс к тому же более-менее разобраться с фотографиями. Текст я специально не изменял, поэтому и написал этот своеобразный дисклаймер. Еще раз – события происходят в 2011 году.

Все начиналось как всегда неожиданно. Сидел на рабочем стуле думал о нескольких вещах:
• хочу ли я отпуск или просто устал от однообразия?
• если я на самом деле хочу в отпуск, то куда?
• хочется кратковременно что-то жестко поменять в своей жизни, причем очень мощно…
• надоело делать многое вхолостую…Причем это было периодическое зависание в подобном русле. И тут мне в аське предложили интересное дело. Проще говоря мне сделали предложение, от которого трудно отказаться. Суть была в следующем — на месяц-другой слетать на Сахалин и немного там поработать. Работа предстояла не самая трудная, непыльная и вообще суть можно выразить в следующем «делать умное лицо, ходя по тайге с ноутбуком и при необходимости нажимать несколько кнопок на нем и на приставке к нему.

Выехать в Казань я должен был 24 июня, но тупая диспечерша узнав, что мне надо быть в Казани в 6 утра предложила выехать в 5:30. Отказавшись ехать в автобусе с ионными двигателями (250 км за полчаса) пришлось выехать 23 числа в половине одиннадцатого вечера. В итоге в 3 часа я не только был в Казани, но уже успел покушать и испить чаю.

Повторная прививка от ящура энцефалитного (ускоренная программа прививания — на 1-7-21 дни делаются прививки). Большой и мощный ад с пробками из-за приезда Медведева и усиленной в связи с этим деятельностью органов всяких там внутренних дел. Но до аэропорта добрались вовремя. Получил для работы и увеселений нетбук и ноутбук. На ноуте клавиатура удобнее, но на ней нет русских букв… Разбираться решил на острове.

Вылетели рейсом «примерно в обед», предварительно отправив багаж транзитом сразу в Южно-Сахалинск. Не летал лет 20. ПОНРАВИЛОСЬ. Черт знает зачем, но решил получить летную лицензию. Летели самолетом «Трансаэро» и что повеселило — стюардессы разосрались друг с другом прямо во время раздачи обеда. Я давно такого цирка не видел – спорить, кто сколько пассажиров обслужил и кто больше или меньше работал на рейсе.

В Москве до отлета в Южно-Сахалинск тусили часов 6. Ну как тусили — Домодедово, халявный вай-фай и ноут без русских букв. Ибо зарядку гениально сунули в багаж, а нетбук сдох. Вернее он только с зарядником работает — батарея мертвая.

В пути 8 часов лета до столицы острова, что с рулежкой и прочей радосьтю все 9 часов. Единственная радость размяться- сходить в туалет. Мне довольно сильно повезло и я из класса «турист» поменялся на «эконом». Просто двум мужикам захотелось сидеть вместе. Они еще хотели у меня шляпу отжать в Южно-Сахалинске, но или забыли или забоялись и я их больше не видел. Жрачка была не ахти, но зато предлагали бухло (ага, я не пью, но красное вино за алкоголь и не считаю, особенно 100 гр.). И давали персональные медиа-плееры за 600 руб. в аренду. Посмотрел меняющих реальность (правда заснул) и Трон наследие (концовку проел). Но в целом фильмы неплохие.

Как истинный распиздяй весь полет боролся со сном и все ждал зону турбулентности. Не дождался — долетели прекрасно. На момент прилета в Южно-Сахалинске было +11 по Цельсию.

Сахалин.

Южно-Сахалинск это мелкий город. Наверное, Елабуга раза в 2 больше. Дофига праворульных тачек, но есть и Газельки. Не знаю каким ветром туда занесло продукцию автогаза, но я был в шоке. Интернет дорогой. Самая дешевая «безлимитка» с суточным лимитом в 200 МБ после которого скорость падает стоит около 1500 руб. Но фигня война — взял себе с помегабайтной оплатой с 500 р. на первую неделю (почти половину сожрала начавшая обновляться винда еще в Южно-Сахалинске). От Южно-Сахалинска поехали поездом до станции Ныш. Пока ждали поезд, успел погулять по привокзальной площади, магазинам на ней, и посмотреть на памятник Ленину. Общее впечатления — местами дорого, местами нет (гамбургер с мясной котлетой всего 35 рублей, причем по размерам как биг-мак), много корейской пищи (да и на острове вообще много корейцев), очень запомнился горячий кофе в жестяных банках (как кола или пепси). И еще тут восхитительный соус чили.

Ну так вот, до Ныша ехали вдоль моря 15 часов. Добрались весело, в соседнем вагоне пили много чая и кушали много шоколада, отчего с утра таскали вещи не шибко весело и шустро. Как говорится – какой чай, такое и похмелье.

В Ныше пожрали как следует и пошли смотреть фильмы. Потом на вертолете еще около 40 минут летели примерно 150 км…и наконец-то прибыли на место дислокации.

Городок.

Заселили нашу зондер-команду в домик-вагончик. С первого дня начались песчаные бури. Вообще-то тут их не бывает, но песок + ветер = песчаная буря. Питание тут отличное — кормят как на убой, возможно для медведей откармливают =) Но и работать приходится работникам много. Мне же пока больше прет пожрать и поспать — ну нет мне работы — жду пока Саша замеры сделает и только потом будет моя работа.
На 3-й день утром было ЧП — сгорела столовая. Как всегда было до хрена любителей поснимать «горячую хронику», что я нифига не понимаю. Поэтому утром уехали на трассу нежравши. Зато вечером видели медведя. Они тут просто гуляют, где хотят и все — ничего не поделаешь. Зато днем получили сухпаек — перловку с тушенкой, которую грели ни разу не на пепелище, а на костре в тайге.

Столовая сгорела по одной простой причине – с утра пораньше повара бухали – отмечали то ли день рождения, то ли еще какой праздник, и в итоге что-то там закоротило, замкнуло, заискрило и понеслось.

А обычный сухпай для тех, кто не может пообедать в столовой в количестве двух порций на один раз покушать, выглядел вот так:

Собак посреди тайги, где мы жили, держать было нельзя. Нельзя лающих — олень уйдет из заказника. Но вот это не лаяла, а ловила бурундуков и ими иногда питалась:

Это же существо либо сразу на медведя, либо на червей (живет на перевалочной базе и е**т все, что движется):

Жило это существо около вот этой башни:

Отдельно хочется рассказать про местные дороги вдоль газопровода — «дорога» название скорее условное, ибо местами можно проехать только на спецтехнике. Да и используют тут либо танкетки, либо Уралы 6х6, причем они в основном ездят на пониженной передаче. Возникла мысль, что в здешних условиях можно смело проводить ралли «Сахалин» — будет весьма зрелищно — Camel Trophy нервно курит в стороне плюс как бонус неимоверной красоты природа. Вечером того же дня была почти полностью построена временная столовая и организовано горячее питание. Иначе мог назреть бунт нескольких сотен голодных мужчин, которых в обход договоренности пытаются кормить дошираками и консервированными кашами, а не нормальной едой.

Колесу, со слов водителя, меньше года, а уже виден корд:

Небольшое ДТП:

Этот заправщик в жару сгорел. Нелепая случайность. Все живы.

Разъездная машина, выкупленная у америкосов. Арабская версия и холодно уже в нулевую температуру.

Едем не спеша. НА УРАЛе. 6х6. На пониженной передаче.

Увидев этот лесовоз я понял, что трансформеры уже существуют:

Так прошло несколько дней…

Примерно на 8-й день зарядили дожди. Ну как зарядили- медленное капанье перемежающееся довольно сильными потоками с небес. Неприятное наблюдение — местные комар дождя почти не боятся и кусают под дождем лишь немногим слабее, чем без дождя. Во время дождя тут делать абсолютно нечего ибо тайга, а до ближайшего населенного пункта примерно 140-150 км. по прямой. Поэтому день с дождем протекает примерно так: подъем, завтрак, кино на ноутбуке или сон, обед, сон, заполнение протоколов для технадзора, баня, ужин, кино на ноутбуке, сон. Ну на поссать-посрать еще перерывы… Плюс попутно читал книги (Суньцзы: Искусство войны и В.Тарасов — Принципы жизни).

Утром и вечером часто ходил в пуховике, днем было жарко в майке, одолевали комары и почти месяц я носил москитную сетку…

Срезанная макушка сопки

И вид с нее

Неизвестный цветок:

Шишка лиственницы:

Очень много сухого леса:

А вот так я работал:

На рабочем ноутбуке не было русских букв и я нарисовал их карандашом:

Смартфон ловил сеть и интернет работал у него только если его повесить на лист бумаги:

Но и это еще не все. Хочу сделать небольшое лирическое отступление. Отличное трехразовое питание, свежий воздух, ненапряжная работа и относительно свободный график — чем не полукурорт?)) Огорчает только одно — отсутствие интернета как способа дешевой связи с внешним миром в любом регионе. А то сотовая связь тут только от МТС и дорогая, как впрочем и многое на Сахалине (как пример — буханка хлеба примерно 50 р.(сам не видел, сказали), зато китайские, корейские и вьетнамские товары довольно дешевые). Та же водка спокойно продается посреди тайги – бабка самогонщица продает водку и самогон по цене 500 р. за литр. Пиво – 150 за 1,5 литровую баклажку. И народ покупает – ибо бухают там по-жесткому. Очень часто «до белок».

В связи с этим есть пара веселых событий.

История раз.

За водкой и пивом с этого участка ездили в с. Погиби, которое находилось примерно в 30 км. от городка в тайге. Ездили или на ГТТ или на Уралах. Собрались, короче, пацаны за реклаксантами, собрали денег и заказы с желающих и уехали. Учитывая состояние дороги – на туда-обратно тратится примерно 5-6 часов. А так как выехали они около 19 часов, то раньше полуночи их не ждали и легли спать. Около 4 утра они с шумом заваливаются и спорят – кого больше жалко – Васю или водку, причем когда включили свет стало ясно, что они, мягко говоря, грязные, да так, что даже капюшоны изнутри покрыты слоем грязи. При беглом допросе выяснилось, что приехав на место они затарились, произвели дегустацию пива и водки и отправились домой, предварительно устроив фотосессию с зайцем, которого задавили по дороге «туда» для супа. На пути назад весьма пьяный Вася каким то образом умудрился попасть за рычаги управления ГТТ? Где в это время был совершенно другой водитель. ГТТ на тот момент был почти новый. А так он был грузовым, то кроме водителя внутри никто не ездил – все сидели «на броне» (ну как на танках пехоту возят). И вот в определенный момент, когда на скорости около 40 км/час проезжали мост Вася вдруг резко вильнул, пацаны успели спрыгнуть «с брони» на дорогу, а ГТТ мирно упал с моста прямо в речку на крышу. Вася выплыл почти сразу абсолютно живой и ни разу даже не поцарапанный. На следующий день подняв технику из реки не обнаружили ни пива, ни водки, ни зайца, осталась только рыба. Быстро решили, что заяц ожил и чтобы отпраздновать воскрешение спер водку с пивом (а зайцы рыбу не едят – потому и не взял). Примерно неделю после этого Вася чинил поломанный тягач и все-таки он его починил.

История два.

Как я уже писал – столовую спалили, а учитывая отношение к пожару я всегда старался быть наготове к любому шухеру…

Примерно в 2 часа ночи кровать на которой я спал (2 ярус) вдруг начинает дико шатать и я слышу «Лёха, Лёха, срочно вставай, срочно просыпайся». Продрав глаза я увидел в хлам пьяного тех. директора.

— что случилось?
— срочно, мне надо 18 кружек чая!!! Выручай!!! Срочно 18 кружек чая….

И падает на свою койку (1 ярус), еще в полете начав храпеть. Когда я с утра уточнил у него зачем ему надо было 18 кружек чая, то ответ меня убил наповал – «а хуй знает, белка приходила»

Из веселых историй, не связанных с алкоприключениями.

Парни, работая на трассе увидели медведицу с медвежатами, взяли фотоаппарат и стали красться, чтобы сделать кадры поближе. Водитель это увидел и стал бибикать – медведи убежали, что очень не понравилось монтажникам, пока им не рассказали, что медведица за детенышей порвет любого, а при старте медведь развивает скорость около 60 км/час и от него почти невозможно убежать.

Потом, когда приехали на Татарский пролив увидели, как одному мужику делают морально внушение. Оказалось, что он по глупости перепутал лису с собакой и целый месяц прикармливал лису до того, что она жила под крыльцом вагончика в котором он жил.

Бурундуки практически не боятся людей и с охотой позируют.

А теперь чудесатые чудеса про рыбалку на Татарском проливе. Там при отливе вода уходит примерно на 30-40 метров. И вот когда она уходит рыбаки пешочком идут и ставят сети. На следующий день, когда опять случается отлив они так же пешком подходят к сети и собираю рыбу в мешки. Ни разу до этого не видел и не слышал, что сетями можно так рыбачить.

Чтобы лучше запомнить купание тут же снял себя на фотик:

На Сахалине мог быть свой Луна-парк:

Откровения местного жителя:

Единственное фото медведя сделал случайно и очень издалека, так что качество фотографии не очень – уже пошел цифровой зум.

След лапы медвежонка. Рука, для сравнения, моя:

Потом началась икра. Ну что могу сказать – за 2 дня наелся. Как, впрочем, и рыбой.

Из очень приятных моментов – получилось замечательно, на мой взгляд, сфотографировать луну. Я специально брал с собой зрительную трубу, и туда очень хитро можно приспособить мою «мыльницу».

В принципе бОльшая часть приключений среди тайги закончилась, нас там жило 227 человек, включая 10 женщин…
Дальше нас решили отправить на нулевой километр газопровода. Хотя перед этим и хотели отправить домой, но по факту домой мы попали лишь на третье обещание (75 дней вместо планируемых МАКСИМУМ 40)…
Одичав в тайге мы сначала вертушкой были переброшены поближе к цивилизации и лишь потом на L200 мы покатили в конечную точку назначения. Степень одичания охарактеризовалась тем, что приехав в Ноглики было довольно некомфортно зайти в небольшой магазин – там были ЛЮДИ ))))

На фото сверху пятиэтажка после капремонта — сайдингом, внизу — до капремонта…

Добравшись до п. Вал, что на одноименной реке нас поселили в коттедж…

Впрочем, коттеджем это было только на словах, зато рядом была обнаружена резиденция Президента Российской Федерации, а на почте в пяти минутах ходьбы можно было купить пиво.

Алкоголем тут торгуют практически везде и никакие запреты на продажу в ночное время по факту не работают на практике. Зайдя в магазин цены меня в очередной раз удивили, особенно картошка по 55 рублей за килограмм и молоко и кефир – 60 и 80 рублей за литр соответственно.

Спустя пару суток нам поменяли «коттедж» на другой, где внутри была ванная и унитаз и начался «комфорт». Но и это еще не все. Владелец дома был приверженцем какой-то секты, которая искала время начала апокалипсиса, хотя я точно знаю, что у местных он начнется как только уедут вахтовики. Так вот, наше жилище было куплено за 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей, как и несколько соседних бараков, и буквально в течении одной недели все это хозяйство сдали по 85 000 (весемьдесят пять тысяч) рублей в месяц вахтовикам. Правильно говорят, что есть спрос – есть предложение. Случай не единичный и весьма показательный о том, как на приезжих тут делают деньги.

А еще у нас жила гиеновидная собака…

Но пришла пора рассказать об одной истории, которая окончательно убедила меня, что фильм «Особенности национальной рыбалки» сняли по реальным событиям, причем многое еще и сгладили.

Нас отправили сделать замеры за 37 км от базы, но нам с собой передали несколько «гостинцев» — коробочку кубометром водки и пива…

Мало того, что нас отправили с самым отчаянным водителем на полусдохшем ГТТ, так еще я его видел абсолютно трезвым всего 2 раза, причем не в тот раз, ну вы поняли… Короче упаковались мы в этот трактор и поехали…

Мужику на фотографии 42 года. Климат + алкоголь неумолимо делают свое дело. Для справки — в апреле этого (2011) года похолодало до -54 по Цельсию. Но все его «алкодостижения» становятся незаметными после того, как узнаешь, что он растит 10 детей — своих и приемных после смерти сестры.

Небольшая ремарка – дворники и омыватели в ГТТ не работают как устройство вообще, хотя и есть. И водители ездят очень просто – высунув лицо навстречу ветру. Наш доблестный водитель, чтобы не заснуть после бессонной ночи даже снял защитные очки, но засыпал неоднократно, в результате чего:

1 раз почти упали с небольшого моста, но речку все таки переезжали вброд, ибо на мост заехать не смогли, с другого моста почти упали, но проехать по нему смогли, сделали пару «просек» в тайге и конце концов сели на пузо так, что пришлось откапываться привязывая к гусеницам бревна.

Дальше было несколько веселее – по пути на встретился абсолютно отчаянный экипаж УАЗика (там, застревают даже УРАЛы. Вытащили мы их и к нам сел комендант городка куда мы в итоге должны были отвезти «гостинцы» — 63 км от базы (примерно 4-5 часов хода на гусеничном ходу с учетом сложности дорог). Комендант сел, а УАЗ отпустил дальше. Через полчаса выяснилось, что он ехал домой в Башкирию и в машине были все его вещи, деньги, документы, телефон и всякая другая фигня. В итоге машина уехала без него в Ноглики (примерно 120-130 км от места событий)…

Километров за 5 от финальной точки ГТТ окончательно сломался – сцепление, коробка передач и масляный насос сдохли полностью и окончательно, тем временем сильно вечерело. Водила махнув очередной стакан лег спать, напарник сторожил оборудование, комендант боялся медведя, а монтажника потянуло на приключения после очередной порции бодрящей огненной воды.

Вот с ним мы пошли пешком, при свете луны искать кэмп. Примерно через 5 км он должен быть справа. Нашли, ничего страшного, только помня, что медведи боятся шума я всю дорогу или пел песни или просто шумел. Монтажник хромая сзади подбадривал меня морально — подпевая или оря песни громче меня. Вот таким образом мы прошли при свете луны этот небольшой путь по таежной дороге. По довольно узкой дороге между болотом и грязевой ванной глубиной мне примерно по пояс… А монтажник — настоящий мужик. Настоящий отставной прапорщик, в одиночку растящий двух дочерей. Когда дошли до городка я по наитию сразу попал к нашим и в качестве пароля предъявил им полуторалитровую баклажку пива и сказал, что коробочка с гостинцами застряла в 5 км. Тут начался… Менее чем за 2 минуты они оделись, разбудили водителя еще одного ГТТ, он тоже оделся, спросили у меня НЕ НУЖЕН ЛИ МНЕ ВРАЧ, ХОЧУ ЛИ Я КУШАТЬ, СПАТЬ, БАБУ и убежали спасать, спустя еще полторы минуты стих рев дизеля в тайге. Вернувшись через час начали гулять так, что часа в 2 ночи открывали двери головами в буйном порыве драк. Утром мы быстро сдернули оттуда на ГТТ «спасателе» и ближе к вечеру были «дома»…

С нами в одном жилище жили… хорошие люди и ВДВшник, который начинал терять адекватность после выпитых двухсот грамм водки, что закончилось тем, что его просто позвали на разборки местные, впрочем все окончилось тем, что он живой таки уехал.

На День нефтяника мы поехали на местный курорт «Горячие ключи». Там из-под земли бью горячие ключи и с сероводородом и с полезными солями и просто минералка горячая, кроме того там есть и лечебная грязь. приехали мы значит туда и пошли за «знатоком» — еще один прапорщик, только действующий (арендованный или как там). Он же местный и все знает как думали мы. Посидели в бассейне посреди болота и радовались жизни, пока не узнали, что есть более комфортные условия.

А еще там работали американцы. Так вот они за то, что просто пришли в долевое участие на Сахалин построили школу и детсад:

Дальше было несколько веселее – по пути на встретился абсолютно отчаянный экипаж УАЗика (там, застревают даже УРАЛы. Вытащили мы их и к нам сел комендант городка куда мы в итоге должны были отвезти «гостинцы» — 63 км от базы (примерно 4-5 часов хода на гусеничном ходу с учетом сложности дорог). Комендант сел, а УАЗ отпустил дальше. Через полчаса выяснилось, что он ехал домой в Башкирию и в машине были все его вещи, деньги, документы, телефон и всякая другая фигня. В итоге машина уехала без него в Ноглики (примерно 120-130 км от места событий)…

Километров за 5 от финальной точки ГТТ окончательно сломался – сцепление, коробка передач и масляный насос сдохли полностью и окончательно, тем временем сильно вечерело. Водила махнув очередной стакан лег спать, напарник сторожил оборудование, комендант боялся медведя, а монтажника потянуло на приключения после очередной порции бодрящей огненной воды.

Вот с ним мы пошли пешком, при свете луны искать кэмп. Примерно через 5 км он должен быть справа. Нашли, ничего страшного, только помня, что медведи боятся шума я всю дорогу или пел песни или просто шумел. Монтажник хромая сзади подбадривал меня морально — подпевая или оря песни громче меня. Вот таким образом мы прошли при свете луны этот небольшой путь по таежной дороге. По довольно узкой дороге между болотом и грязевой ванной глубиной мне примерно по пояс… А монтажник — настоящий мужик. Настоящий отставной прапорщик, в одиночку растящий двух дочерей. Когда дошли до городка я по наитию сразу попал к нашим и в качестве пароля предъявил им полуторалитровую баклажку пива и сказал, что коробочка с гостинцами застряла в 5 км. Тут начался… Менее чем за 2 минуты они оделись, разбудили водителя еще одного ГТТ, он тоже оделся, спросили у меня НЕ НУЖЕН ЛИ МНЕ ВРАЧ, ХОЧУ ЛИ Я КУШАТЬ, СПАТЬ, БАБУ и убежали спасать, спустя еще полторы минуты стих рев дизеля в тайге. Вернувшись через час начали гулять так, что часа в 2 ночи открывали двери головами в буйном порыве драк. Утром мы быстро сдернули оттуда на ГТТ «спасателе» и ближе к вечеру были «дома»…

С нами в одном жилище жили… хорошие люди и ВДВшник, который начинал терять адекватность после выпитых двухсот грамм водки, что закончилось тем, что его просто позвали на разборки местные, впрочем все окончилось тем, что он живой таки уехал.

На День нефтяника мы поехали на местный курорт «Горячие ключи». Там из-под земли бью горячие ключи и с сероводородом и с полезными солями и просто минералка горячая, кроме того там есть и лечебная грязь. приехали мы значит туда и пошли за «знатоком» — еще один прапорщик, только действующий (арендованный или как там). Он же местный и все знает как думали мы. Посидели в бассейне посреди болота и радовались жизни, пока не узнали, что есть более комфортные условия.

А еще там работали американцы. Так вот они за то, что просто пришли в долевое участие на Сахалин построили школу и детсад:

Садик…

Школа…

Теперь по поводу дороги домой. 6 числа обещали вылететь домой 9-го, но спустя полдня поняли, что купили нам билеты на 7 число. Говорить про то, что причиной ошибок с датами была огненная вода я уже не буду.

До вылета было меньше суток. В итоге на вахтовом вездеходе КАМАЗ поезд мы не догнали, но в аэропорт приехали за 40 минут до вылета. 800 км по дороге мало похожей на дорогу с засыпающим водителем… Но такова цена раздолбайства.

Спустя примерно сутки я был дома.