Возвращение престижа рабочих профессий

Меня начинает очень радовать новая тенденция — молодежь уже не так привлекают всякие стартапы и прочие сомнительные начинания, когда основным желанием является найти инвестора, снять офис, нанять персонал и ждать «много денег». Вот простой пример — вчера на базовой кафедре МГОК в Технополисе «Москва» стартовали соревнования «Московские мастера» по стандартам WorldSkills. Мне удалось там побывать и сделать несколько фотографий, но мыслей у меня возникло намного больше количества фотографий.

Вот смотрите — уже довольно много лет идет «мода на бизнес», не менее модно иметь «престижную профессию» и многие в погоне за этой самой модой получают ненужное им образование, открывают стартапы на родительские или кредитные деньги и почему-то прогорают. Крайние лет 20-30 у нас часто было непрестижно работать руками. Дошло до такого абсурда, что квалифицированные кадры стали буквально заканчиваться.

Вы знаете, что найти толкового токаря (я сейчас не про 4 разряд) или толкового специалиста по станкам с ЧПУ крайне сложно, ибо всех толковых давно разобрали? Иногда таких специалистов перевозят из другого города вместе с семьей, а уровень дохода рукастого токаря в Москве обычно начинается от 100-120 тысяч рублей в месяц чистыми. Про операторов станков с ЧПУ я тактично промолчу — если они умеют работать на современном оборудовании, понимают что такое код и умеют писать программы — они живут очень хорошо.

Не знаю как в регионах, но в Москве нарастающую проблему с кадрами поняли довольно давно и стали еще в школе давать основы рабочих профессий и учить работать руками. И головой, кстати, тоже.

Вернусь к соревнованиям «Московские мастера». Если коротко — тут ребята соревнуются в разных компетенциях (дисциплинах), где необходимо не только наличие мозгов, но и правильные руки. Я был всего на одной площадке, где представлен МГОК, но впечатлений тем не менее много.

Есть даже рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников и МГОК на 2017/2018 гг. занял там 104 место, а еще пару лет назад он был на 613. То есть вверх на 509 позиций всего за два года. Причем рейтинг сложный — в нем учитываются и как ученики сдали ЕГЭ, и как ОГЭ, как участвовали в олимпиадах (московской и всероссийской) и учитываются результаты участия в WorldSkills Russia, и др. Это реально скачок и скачок очень качественный в развитии МГОКа, ну просто повторить такое мало кому под силу. То есть для продвижения в рейтинге надо ставить не галочки внутри школы, а впахивать публично доказывая свое мастерство.

Судя по тому, что МГОК регулярно выставляет своих учеников и студентов на WorldSkills — в этом образовательном комплексе учат работать как головой, так и руками. Если учесть, что в этих соревнованиях мгоковцы регулярно побеждают — учат их хорошо. В сентябре МГОК присвоили статус Центра компетенций по промышленной робототехнике. Если говорить проще — в образовательном центре теперь есть эксперты, оборудование и технологии, позволяющие изучать промышленную робототехнику.

Теперь про матчасть. Жаль у меня нет моего школьного кабинета труда — там стояли какие-то древние станки, аж 2 штуки, но были молотки, киянки и ножовки. Мы даже делали вешалки для одежды и табуретки. Теперь посмотрите на фото ниже — станки, инструменты и разное другое на чем будут соревноваться дети. Всего ученики МГОК прошли квалификационный отбор по 20 компетенциям (если проще — квалификациям) и будут по ним участвовать в возрастной категории, в категории Junior «всего» 7 компетенций.

Я специально называю цифры — сомневаюсь, что у моего поколения, кто учился в 90-е, были такие возможности, их не было и у тех, кто учился в нулевые. Сейчас есть. Это круто.

Я не скажу, что уровень ручного инструмента тут топовый по маркам (ну нужны им премиальные профессиональные марки ручного инструмента — это дорого и не оправдывает себя в этой ситуации), но зато есть все, чтобы не просто сделать какие-то задания, а даже развернуть довольно неплохую мастерскую.

Или вот робот KUKA — роботы этой же марки стоят на сборочных конвейерах многих уважаемых марок автомобилей. А дети будут им управлять.

Что я тут вижу? Все очень просто — сейчас возвращают престиж рабочих профессий и помогают осваивать совершенно новые специальности. Например, управление беспилотниками. И пусть сейчас учат мастерски управлять коптерами, то следующим этапом может стать и реактивный беспилотник, и космическая отрасль, и авиация. Тем более сферы применения коптеров постоянно расширяются. Из новых профессий я бы отдельно отметил робототехнику, так как сейчас она выходит на новый уровень.

Так что возвращение престижа рабочих профессий уже началось. Кроме того, я заметил тенденцию, что пацаны с большим любопытством крутятся возле металлообрабатывающих станков — им это интересно на самом деле. А если у них будут толковые наставники, то и станут эти пацаны квалифицированными спецами еще на выходе их МГОК, а потом обкатают на работе навыки и станут получать достойную зарплату.

Судя по внимательным лицам, парни понимают в чем «изюм». Дело в том, что у МГОК есть предприятия-партнёры, на которых учащиеся в МГОК могу пройти производственную практику, а потом и трудоустроиться туда (есть даже варианты, когда это предприятие оплатит обучение при необходимости).

И это относится как к тем, кто учится работать на станках, так и к тем, кто учится управлять коптерами (если что, в МГОК учат и этому), промышленная роботехника и многое другое.

Понимаете, — возвращаются профессии, на которые не обращали внимания и появляются профессии, которых раньше не было. Но самое главное - на них есть спрос, и он будет еще очень долго, так как эти навыки нужны независимо от моды на специальности.