200 subscribers

"Хрустальный" - сериал с просветляющим эффектом

О кризисе доверия и возможности его преодоления.

Это невероятный фильм и, кажется, что делает его таким именно Васильев, своей игрой. Хотя здесь даже слово игра как-то не очень подходит. Я бы дала этой картине все лучшие награды мирового уровня.
"Хрустальный" - сериал с просветляющим эффектом

Главное, что ощущают люди при кризисе доверия - это отсутствие нравственного выбора. Даже потребность в нем незаметно заглушается.

И тогда становится возможной история Хрустального.

Маленький провинциальный городок, с населением не более ста тысяч человек - практически личная вотчина уголовника по кличке Барс, который как татаро-монгольский хан - имеет всех кого захочет.

Стабильность и благополучие превращаются в видимость, за которыми скрыты страх смерти и ужас унижения, заставляющие большинство людей забыть о достоинстве и сострадании.

Здесь же поселился сладострастный охотник на детей. Под носом у полиции и администрации города он более 10 лет насилует и убивает.

Но его никто в серьез даже не ищет, потому что пропадают дети, которые принадлежат к неблагополучному кругу - дети, которые никому не нужны.

С остротой Достоевского показан социальный цинизм муниципальной верхушки и тупость людей, которые им подчиняются из страха или по привычке.

Запоминается комментарий исполнителей этой темной власти, который повторяется как припев почти во всех сериях:

Ты уедешь, а нам здесь жить.

Другими словами - "моя хата с краю": вот основной мотив поведения общества в Хрустальном.

Под это мотив, вместо того, чтобы помочь приехавшему московскому следователю поймать настоящего маньяка, они начинают ему мешать, стремясь выполнить приказ начальства - закрыть дело как можно скорее.

Стоит отметить, что тот же мотив встречается и в сериале "Чикатило", и в "Душегубах"( вряд ли это случайность).

Можно конечно напасть на кинематографистов и обвинить их в том, что они преднамеренно очерняют государственную машину правопорядка.

Но большинство россиян по умолчанию принимает, что увы - перед нами стандартный образ провинциального города, который попал в кино из жизни.

В условном городе Хрустальном все управляющие лица ( и местный криминальный авторитет, и глава местной полиции) - хотят одного: чтобы дело поскорее закрыли, а их благополучию больше не угрожала излишняя активность москвича.

"Хрустальный" - сериал с просветляющим эффектом

В чем смысл названия и есть ли у Хрустального город прототип?

Слово Хрусталь как название особого стекла с высоким содержанием бора образованно от κρύσταλλος. "Кристаллос" в переводе с греческого означает лед. Лед - это состояние души главного героя и атмосфера города.

«поразил контраст этого названия — очень хрупкого, очень светлого, очень воздушного — с тем, что переименование произошло в результате войны на юго-востоке Украины. Мне кажется, в этом была попытка замести под ковёр природу этого места — теперь мы хрустальные, и ничего до этого не было. Тогда прозвучал первый звоночек, стали появляться контуры этой будущей истории»

Слова Олег Маловичко - автора идеи и сценариста "Хрустального", Рекомендую прочесть интервью с ним в Журнале Эксвайр (крутейшее).

Хрустальный вымышленный городок. И в его истории со всей прозрачностью горного хрусталя отражена правда.

Конфликт доверия на уровне личных отношений

Сюжет усложняется тем, что начальник местной полиции Гена и московский следователь Сергей - это родные братья, старший и младший.

И конфликт доверия между ними ещё из в детства - когда старший брат, чтобы защитить себя и, как он думает, свою семью, заключает мирный договор со злом и принимает позицию конформиста.

Его разлад с совестью настолько глубок, что темным корнем тянется за ним всю жизнь, оставаясь в слепой зоне. Гена думает, что его действия - это не подлость, а единственно правильное решение.

В юности он предает девушку, которая ему доверилась, оставив её девственность на растерзание "друзей" отморозков. Ему кажется, что выбора у него все равно нет - и единственное, что он может - это принимать реальность такой какая она есть и просто смирится. Затем он мирится с тем, что произошло с его маленьким братиком, тоже - чтобы "спасти" семью.

Жестко показан кризис христианской морали, которая вместо данного природой - бей или беги, предлагает стратегию пресмыкающегося - замри и слейся с пейзажем. И Гена - нормальный, не лишенный сострадания и даже эмпатии человек, практически всю жизнь притворяется, что все нормально, что надо простить, жить дальше, строить семью. И он старается строить изо всех сил....Прикрывает где надо глаза, ходит в церковь, выполняет приказы сильных "мира сего"

Но, когда Гена узнает, что даже его жена не была исключением из правил, что она тоже часть сексуальной коллекции местного криминального хищника по кличке Барс, наступает некоторое прозрение.

Надежда на себя — основание храбрости

(Слова приписывают Александру Васильевичу Суворову).

Людям, склонным к притворству и смирению, даже тогда, когда речь идет о личном достоинстве, всегда кажется что они делают позитивный выбор. И они надеются и верят, что благодаря этому выбору, их самих, и их близких - не посмеют тронуть (или, что их защитит бог). Но это ложная надежда.

У каждого из братьев своя правда, каждый справляется с жизнью как умеет. И кому-то из зрителей будет ближе выбор Геннадия, другим - Сергея.

Но в финале создатели сериала дают зрителю то, ради чего стоит пережить всю эту ужасную историю Хрустального.

Через катарсис мы понимаем, что выбор есть всегда - сдаваться не стоит, а кризис доверия все-таки можно преодолеть.
Что добро не только в сказках может победить, и от каждого человека, если он достаточно смел и упрям - кое-что зависит даже в самых безвыходных обстоятельствах.

Я про себя назвала Хрустальный - фильм с просветляющим эффектом. Настоящая жемчужина "на дне" нашего современного отечественного кинематографа.

И ещё "Хрустальный" - это широкая метафора социальной болезни, от которой у нас сегодня нет лекарства. Кроме единственно возможного - роста личной человечности, свободы и достоинства.

Наталя Артемьева.

#сериал Хрустальный

#фильм хрустальный

#Антон ВАсильев

#кризис доверия

#психология общества

#смелость

#драма

#катарсис

#кинокультура

#сильное кино