Что нужно знать о шинах перед их выбором и покупкой

3 August

Нет надобности рассказывать, зачем автомобилю нужны шины. Любой автовладелец знает, что шины – это всё: и управляемость авто, и его поведение на трассе, а также безопасность самого водителя, его попутчиков и других участников движения. Что же надо знать о шинах для того, чтобы вышеперечисленные характеристики проявляли себя в полной мере?

Типы автомобильных шин

Огромное количество наименований автомобильных шин, которые представлены сейчас на рынке, можно все-таки подвергнуть классификации и разделить по таким параметрам, как назначение шин, форма их профиля, габариты, конструкция и принцип герметизации.

Исходя из этих параметров, можно отдельно говорить о резине для большегрузных авто и легковых моделях, для грузовиков малой и средней тоннажности, для автобусов, троллейбусов и прочем транспорте.

Если принимать во внимание форму профиля автомобильной шины, то всю продукцию такого рода можно разделить на резину обычного профиля (это камерные и бескамерные автошины), низкопрофильную резину, арочные шины и пневмокатки.

С учетом габаритов, резину подразделяют на такие классы, как крупногабаритные (350 мм ширина профиля), среднегабаритные (ширина профиля составляет 200-350 мм) и малогабаритные (менее 200 мм).

Также автомобильную «резину» подразделяют на:

- Всесезонную. Такие шины предназначены для езды по сухому и мокрому асфальту, в том числе и в зимнее время. Отличить такие шины можно по рисунку их протекторов, который группируются в так называемые «дорожки», разделенные канавками. Продаются эти шины с маркировкой all season.

- Дорожные шины. Их можно опознать по характерному рисунку протектора, где четко различаются продольные, и заметны поперечные канавки. На протекторе такой резины нет микрорисунка, зато есть округленный переход от самого протектора к боковине шины.

Дорожные шины нет смысла использовать в зимнее время, а ездить на них оптимально по мокрым грунтовым дорогам. Увидеть такую резину чаще всего можно на скоростном авто, благодаря своей высокой износостойкости они обеспечивают отличную связь с дорогой даже на больших скоростях.

- Зимние шины. Используются, исходя из названия, в холодное время года. Такие шины отлично подходят для езды по обледенелым и заснеженным дорогам. Здесь рисунок протектора такой резины меняется в зависимости от «проблематичности» дорожных условий.

Узнать такую резину можно также по рисунку протектора, на котором присутствуют так называемые «шашки» фигурного рельефа с микрорисунком.

- Универсальные шины, похожи, в принципе на всесезонную резину. Их главное отличие от «всесезонки» заключается в более разветвленном рисунке протектора.

Какие требования предъявляются к рабочей шине?

Рабочая шина – это шина без повреждений, хорошо накачанная и правильно установленная на диск. Резина в нормальном состоянии просто обязана отлично пружинить, амортизировать, а также уметь направлять автомобиль по прямой, отличаться эффективным протектором и долгим сроком эксплуатации.

Шина, как известно, призвана помогать автомобилю хорошо держать дорогу, поэтому правильной резиной можно считать ту, которая может выдерживать приличные нагрузки в продольном и поперечном сечении и делать это на трассе при любых погодных условиях.

Из чего состоят современные шины?

Автошина является достаточно сложной конструкцией, изготовленной из более десяти различных компонентов. Кроме того, в конструкцию шины входят такие важные и обязательные элементы, как каркас, необходимый для обеспечения амортизации, и протектор, ответственный за устойчивость автомобиля при движении.

Основные заблуждения об автошинах

Большое разнообразие на рынке автомобильных шин, а также их не всегда низкая стоимость могут приводить ко всякому рода «конформизму», который сам по себе оказывается в итоге затратным, а порой и небезопасным.

Основное заблуждение относительно всесезонных шин выглядит как отказ водителя менять «всесезонку» на летнюю резину. Однако не стоит забывать о том, что универсальность всесезонной шины достигается в силу компромисса, а значит не всегда эффективного усреднения его основных характеристик.

Об универсальности резины можно говорить только относительно рисунка ее протектора, который может быть до некоторой степени схожим и у летней, и у зимней шины. И все же протектор хотя и является основной составляющей шины, но он не единственный важный ее элемент.

Есть еще и каркас, и его конструкция. Именно поэтому разумнее использовать автошины по сезонам: в жаркую, сухую погоду «переобуваться» в летнюю резину, а в холодное время использовать зимнюю, которая хорошо едет и тормозит по ледяной дороге.

По поводу зимней резины есть такое общераспространенное мнение, что шипованные шины помогут водителю на любой самой опасной обледенелой дороге. Увы, это не всегда так, и никакие шины не спасут, если водитель сам не думает о соблюдении простых правил безопасности.

К тому же на ровной, пусть и скользкой трассе, эта резина обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью дороги, но такое ее качество резко снижается при езде по слякоти и по очищенной от снега трассе.

Как выбрать и не ошибиться?

Огромный выбор шин на авторынке делает их покупку порой затруднительным мероприятием. На что в первую очередь ориентироваться при выборе резины для своего авто?

Для начала надо знать типоразмер шин, который обычно указывает сам автопроизводитель в сервисной книге. Там рекомендовано несколько типоразмеров покрышек, которые подходят для конкретной модели автомобиля.

Делает он это неспроста, ведь для того, чтобы подобрать шины, оптимальные для автомобиля, в расчет берутся многие технические показатели модели: вес, время разгона, предельная скорость, угол крена. В этой связи доверять данным производителя – достаточно мудрый ход, который поможет выбрать шины, позволяющие автомобили ездить безопасно и эффективно.

При выборе автопокрышек водитель должен ответить на главный вопрос: «А в какое время года я буду их эксплуатировать, и в каких условиях?». Отвечая на такой вопрос, необходимо иметь ввиду и климатические особенности местности, и сезонные факторы, и экстремальные ситуации, в которые может попасть автомобиль и его водитель.

К примеру, летом при движении по мокрой трассе возникает порой эффект аквапланирования, что делает автомобиль плохо управляемым и представляет угрозу безопасности. Помня об этом, на летний период стоит выбирать шины с протектором, рисунок которого щедро снабжен водоотталкивающими канавками.

Применительно к зимнему времени необходимо не забывать, что в этот период опасность представляют обледенелые дороги, заснеженные участки трассы, а также накатанный снег. Именно поэтому в холодный сезон лучше и безопаснее «обуваться» в зимнюю резину, созданную с учетом всех факторов риска.

И здесь снова необходимо обратить внимание на рисунок протектора резины, который намного грубее, чем у летних автошин, а также содержит многочисленные углубления и специальную маркировку (M+S).

Правильный уход и эксплуатация

Знания о правильном уходе и эксплуатации шин помогут увеличить их рабочий ресурс, а автовладельцу – сэкономить приличную сумму денег.

Правильно выбрав резину для своего авто (с учетом данных автопроизводителя), автолюбитель уже может рассчитывать на ее долговременную службу. Ведь если покрышка соответствует рекомендуемым для конкретной модели характеристикам, то она может:

· оптимально долго выдерживать вес этого авто,

· обеспечивать ему оптимальный разгон,

· поддерживать нужный уровень скорости,

· осуществлять эффективное торможение.

Не стоит забывать также и о таком важном пункте, как давление в шинах. Их постоянная эксплуатация при сниженном давлении приведет к печальным последствиям. Причем чаще всего возникает неисправимый ущерб: резина лопается.

Именно поэтому автовладельцам рекомендуют регулярно проверять уровень давления и в рабочих шинах, и в запаске. Проверку советуют проводить на «холодной» шине, не забывая при этом контролировать герметичность посадки колпачка вентиля.

Необходим и регулярный осмотр покрышек, а именно:

1. проверка протектора на наличие на нем трещин и проколов,

2. осмотр боковин на предмет наличия деформаций и повреждений.

Если обнаружился существенный износ, стоит обратиться в автомастерскую, где проведут диагностику автошин, установят причину их повреждений, проведут монтаж-демонтаж автопокрышек.

Зависит долговечность резины и от манеры езды автолюбителя. Если водить без резкого ускорения движения, избегать частого резкого торможения, это может воспрепятствовать быстрому износу покрышек, уберечь их от перегрева и лишних нагрузок.

Многое зависит и от внешних факторов, от климатических, а также погодных условий. Например, температура воздуха влияет на износостойкость шин, а удары о бордюр, разнообразные препятствия, проходимые на высокой скорости, становятся причиной необратимых повреждений.