Эффективность использования недр в России - распил бюджета или непрофессионализм чиновников?

Более 20% доходов федерального бюджета поступают от использования государственного фонда недр из которых около 80% приходится на углеводородное сырье. Однако, в будущем возможно снижение налоговых поступлений от добычи природных ископаемых, обусловленное исчерпанием существующих месторождений и отсутствием полноценной геологической разведки для изучения и поиска новых месторождений, недостаточным объемом общегеологических и опережающих геолого-геофизических и геолого-съемочных работ.

Основная масса существующих месторождений были открыты в Царской России и СССР, когда проводилась полномасштабная геологическая разведка и освоение новых территорий для хозяйственного использования, для этих целей создавались инфраструктура, технологии и отрасли промышленности, а также осуществлялось финансирование научных заведений.

После распада СССР, финансирование было урезано, прекратилось развитие инфраструктуры и исчезли целые отрасли и научные школы, как следствие геологическая разведка прекратилась. После приватизации горнодобывающих предприятий, часть предприятий прекратило существование, а часть работало на износ без обновления материально-технической базы. Практически все оборудование для добычи полезных ископаемых стало закупаться за рубежом, хотя отдельные производства остались и до сих пор успешно работают.

Основная масса собственников предприятий не были заинтересованы в развитии производства и почти вся чистая прибыль выводилась на счета в иностранных банках. Но по мере исчерпания полезных ископаемых и устаревания оборудования наблюдается постепенное уменьшение добычи и без обновления оборудования достигнет критической отметки.

"Так, при общем увеличении в 2010-2016 гг. количества извлекаемых запасов (распределенного и не распределенного фонда недр) природного горючего газа (на 4,9%) и нефти и конденсата (на 6,9%), их количество в не распределенном фонде недр уменьшилось на 59,5% и 86,2%, соответственно."

При этом снижается налоговая база и ухудшается инвестиционный климат, при значительных сложностях для получения лицензии на добычу полезных ископаемых и возникающих коррупционных схем, вызванные несовершенством законодательства, а также отсутствие необходимой инфраструктуры, делает нерентабельным вложение денег в эту отрасль.

"По итогам проведенного анализа отмечена правовая неурегулированность ряда вопросов недропользования, что не способствует принятию эффективных решений по управлению государственным фондом недр."

Сегодня основным и единственным исполнителем работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы является АО «Росгеология». Эффективность работы этой организации низкая, все иски территориальных органов Роснедр остались без удовлетворения. В большинстве контрактов выявлены серьезные нарушения, а выполнение нескольких находится под угрозой срыва. При этом многие работы выполняются или не в полном объеме, или выполняются формально.

"По состоянию на 1 октября 2017 г. АО «Росгеология» исполнялось 162 государственных контракта, заключенных с Роснедрами, на общую сумму 53,2 млрд руб. При этом более 90% объемов работ (в стоимостном выражении) выполнялось по договорам с 30 дочерними и 22 привлеченными со стороны подрядными и субподрядными организациями."

Выполнение некоторых работ требует изучения на предмет качества выполнения работ и возможной коррупционной составляющей. Что

"Кроме того, из-за недостаточной геологической изученности предоставленных Роснедрами участков недр 11 заключенных в 2015 г. контрактов на сумму 1,8 млрд руб. были прекращены досрочно по соглашению сторон с формулировками в связи нецелесообразностью продолжения работ на объекте, а также, невозможности получения прироста прогнозных ресурсов, предусмотренных техническими (геологическими) заданиями. Фактическая оплата по ним, без достижения результата, составила 710,5 млн руб."

В работе некоторых горнодобывающих предприятий (например ОАО «Александринская горно-рудная компания») отмечены нарушения, выражающиеся в неуплате налога на сверхлимитное размещение отходов, отсутствии необходимой документации, нарушении правил лицензии, большой объем неучтенной добычи и т.д.

Деятельность отдельных предприятий приносит серьезный вред экологии региона, зачастую из-за использования устаревших технологий и оборудования, например при добыче угля, песка, скального грунта. Жалобы в органы государственной и исполнительной властей нередко остаются без внимания или ограничиваются отпиской.

Анализ ситуации показывает, что изношенность оборудования и исчерпание месторождений, а также отсутствие благоприятной инвестиционной обстановки и отсутствие продуманных нормативно-правовых актов приведет к деградации добычи и как следствие снижение объема налогов поступающих в бюджет. На фоне падения цен на газ из-за прихода на европейский газовый рынок Туркмении, это создаст значительный дефицит в бюджете.

Политика "стабильности" проводимая Правительством, оказалась политикой стагнации, которая на фоне других стран превращается в политику деградации.

При подготовке статьи использовался материал.