Возврат дивана ненадлежащего качества

19 February
Возврат дивана ненадлежащего качества

Покупатель обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Продавца (Торговой сети) денежные средства за приобретенный по договору купли-продажи от 13.12.2020 г. диван в сумме 52 875 руб., пени в сумме 270 720 руб., компенсацию морального вреда в размере 85 000 руб., штраф в размере 50% от взысканных сумм.

Возврат дивана ненадлежащего качества
  • 13.12.2020 г. между Покупателем и Торговой сетью был заключен договор купли-продажи, согласно условий которого истец приобрел у ответчика диван стоимостью 52 875 руб.
  • 29 декабря 2020 г. была осуществлена доставка указанного дивана домой к Покупателю.

После доставки мебели, истец обнаружил недостатки в диване , а именно: сильный скрип дивана , резкий запах отдельных элементов дивана , деформация подушек, размеры дивана не соответствовали заявленным, а в частности, заявленный размер составлял 158х200, а фактический – 154х200.

  • В связи с изложенным Покупатель 06.01.2021 г. направил в Торговую сеть претензию, в которой указал на недостатки товара и потребовал возврата денежных средств, однако претензия удовлетворена продавцом не была.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом договором купли-продажи мебели от 13.12.2020 г., платежными документами, претензией от 06.01.2021 г., досудебной претензией от 26.02.2021 г., ответами Торговой сети.

Как следует из акта осмотра мебели от 19.01.2021 г., Покупателем вместе с представителями Продавца был осмотрен диван и наличие указанных Покупателем недостатков нашло свое подтверждение и они были отражены в указанном акте.

Таким образом, суд исходит из установлении факта наличия в товаре недостатков производственного характера.

Возврат дивана ненадлежащего качества
  • Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

  • Статья 56 ГПК РФ

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  • Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации

В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

  • Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества . Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

  • Статья 22 Закона РФ "О защите прав потребителей"

В соответствии ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества , подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В обоснование своей позиции представитель Торговой сети указал на то обстоятельство, что Продавец предлагал обменять некачественный товар на аналогичный качественный, а также отремонтировать за свой счет диван .

Вместе с тем, в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», закреплено право потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в случае обнаружения недостатков в товаре. Именно этим право воспользовался Покупатель, направив ответчику претензию с требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств, которая удовлетворена Продавцом не была.

Таким образом, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование Покупателя о взыскании с Торговой сети в счет стоимости дивана по договору купли-продажи от 13.12.2020 г. - 52 875 руб.

Одновременно суд считает необходимым обязать Покупателя возвратить Продавцу за счет последнего: приобретенный по договору купли-продажи мебели диван в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскание неустойки

Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение просрочки выполнения требований потребителя, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании неустойки.

Покупателем в суд был представлен расчет неустойки в сумме 270 720 руб., который был проверен судом и сочтен верным, однако в силу требований 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Таким образом, руководствуясь приведенными нормами права, а также в соответствии со ст. 333 ГК РФ, суд считает необходимым снизить размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца до 52 875 руб.

Компенсация морального вреда

С учетом степени нравственных страданий Покупателя, вызванных нарушением его прав потребителя в связи с не надлежащим исполнением Продавцом своих обязательств по договору, нарушением сроков, суд посчитал необходимым определить подлежащую ко взысканию в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., находя ее справедливой и соразмерной нарушенному праву истца с учетом обстоятельств дела.

Взыскание штрафа

Учитывая, что Продавцом были нарушены права Покупателя как потребителя, а также то, что судом при рассмотрении настоящего спора в пользу истца с ответчика подлежит взысканию неустойка и компенсация морального вреда, суд пришел к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет сумму 55 375 руб. ((52 875 руб. + 52 875 руб.):2).

Принимая во внимание характер нарушения прав истца, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь принципом соразмерности, с учетом наличия ходатайства Продавца о снижении штрафа, суд посчитал возможным уменьшить подлежащий взысканию в пользу Покупателя штраф до 50 000 руб.

Источник ГАС РФ «Правосудие»