Смерть программы МиГ 1,44 или как распад Советского Союза сорвал развитие истребителя пятого поколения в Москве

17 September 2018

На протяжении Холодной войны основные истребители Советского Союза, на которые были готовы для защиты мирного неба , были разработаны конструкторским бюро Микояна, от МиГ-15, который дебютировал в Корейской войне, до истребителей МиГ-23 и МиГ-29 и перехватчика четвертого поколения МиГ-31, которые в конце войны составляли основу советских возможностей воздушной войны. В то время как элитный тяжелый истребитель СССР Су-27 был продуктом конструкторского бюро Сухого, немногим более 100 из этих новых платформ высокого класса были введены в эксплуатацию к 1990 году, и они никогда не играли значительной роли в Советской Армии. Во время своего распада Советский Союз должен был ввести в эксплуатацию платформу Микояна в качестве своего первого истребителя пятого поколения, в рамках программы, которая возникла в начале 1980 - х годов и была начата в ответ на сообщения о разработке Соединенными Штатами своего собственного передового тактического истребителя-платформы, которая станет F-22 Raptor.

В то время как четвертое поколение Су-27 и МиГ-29 еще не поступило на вооружение в большом количестве, СССР уже начал разрабатывать замену следующему поколению к 1984 году. Платформа была настроена на использование крыла delta canard, аналогичного китайскому истребителю превосходства в воздухе Chengdu J-20 пятого поколения, и применять вектор тяги для суперменеверабилти аналогично Су-35. Истребитель широко использовал композитные материалы и радиопоглощающие покрытия, в то время как его внутреннее оружие и стелс-профиль дали ему радиолокационное поперечное сечение, сравнимое с F - 22 raptor-всего 0,3 квадратных метра. На платформе также был установлен плазменный экран, который отражал радиолокационные волны в 100 раз и еще больше уменьшил бы радиолокационное сечение истребителя. Самолет использовал двигатели Saturn AL-41, те же самые двигатели, которые приводили в действие ранние варианты Су-57, и это давало истребителю значительную скорость Маха 2.35 и возможность супер круиза. В сочетании с передовыми радарами, авионикой и стеклянной кабиной он должен был стать ведущим в мире истребителем, намного превосходящим возможности своих предшественников четвертого поколения.

Для замены как тяжелого Су-27, так и легкого МиГ-29 тяжелые и легкие варианты платформы следующего поколения должны были разрабатываться в рамках параллельных программ - с использованием тех же технологий, чтобы значительно снизить затраты на разработку, как это сделали Соединенные Штаты с их F-15 и F-16. Программа оказалась многообещающей: Микоян получил первый конкретный набор эксплуатационных требований в 1988 году и завершил разработку, которая в 1991 году прошла критический обзор советских ВВС. Демонстратор технологии, МиГ 1.44, начал строительство в этом году, и если бы программа оставалась в графике, она, вероятно, произвела бы боеспособный истребитель в течение пятнадцати лет - очень вероятно, поступит на вооружение до F-22 Raptor. С программой США F-35, тянущейся до середины 2010-х годов, нет никаких сомнений в том, что вариант Микояна пятого поколения был бы прочно закреплен в советских вооруженных силах задолго до его американского аналога, который был по крайней мере на десятилетие позади. Однако распад Советского Союза в 1991 году до завершения первого опытного образца привел к прекращению дополнительного финансирования.

С распадом СССР Российская Федерация унаследовала истребительную программу пятого поколения Микояна. Новое государство было в плохом состоянии продолжать финансировать программы, переживая годы гиперинфляции и ошеломляющий экономический спад на 40% в 1990-х годах. Вооруженные силы России в результате приоритетной модернизацию Су-27, разрабатывает более совершенные Су-30 и осуществили весьма успешный экспорт самолетов, чтобы заработать столь необходимую иностранную валюту. По мере того, как ввод в эксплуатацию F-22 Raptor становился все ближе, Вооруженные Силы России предприняли некоторые усилия по возрождению программы пятого поколения, несмотря на их ограниченное финансирование. В 1994 году неполный прототип истребителя на основе конструкции МиГ 1.44 провел свои первые летные испытания, и хотя успешная программа вскоре была отложена на неопределенный срок из-за острой нехватки средств. В качестве амбициозной передовой истребительной программы пятого поколения ее стоимость была неприемлемо высока для обедневшего российского правительства, что привело к ее отмене в 1997 году.

К 1999 году некоторые ограниченные усилия по поддержанию программы продолжались, и первый полный истребитель был готов к официальной инспекции. 12 января истребитель был официально развернут в присутствии российского военно-политического руководства и международных журналистов, а секретность программы была снята. Однако вскоре после этого программа была отменена и никогда не возрождалась. Это была далеко не последняя попытка России разработать истребитель следующего поколения, но такие разработки будут реализованы только спустя годы - с развитием истребителя-невидимки Су-57 с 2006 года стремились построить на ограниченных технологиях пятого поколения, которые страна уже разработала. Сходство МиГ 1.44 с китайским истребителем следующего поколения J-20 привело к некоторым предположениям о том, что Народно-освободительной армии Китая удалось получить информацию от тогдашних денежных средств, привязанных к российским вооруженным силам по программе истребителей в 1990-х годах, которые она использовала для разработки своей собственной передовой платформы превосходства в воздухе пятого поколения.