Илона Маска оштрафовали. Немного о космическом инженере.

20.03.2018

Илона Маска известного как гуру "новой" космонавтики и икону зелёного движения, оштрафовали за загрязнение окружающей среды… Сумма штрафа составила несколько сот тысяч долларов, что едва ли существенно повлияло на его компанию.

Чем же ещё знаменит этот владелец частной космической компании?

Безусловно, талантливый предприниматель и космический инженер Илон Маск, ещё и отличный PR-щик, а какой PR без скандала, это же самый лучший способ рекламы. Звезда Маска, как гуру частной космонавтики, взошла сравнительно недавно, после того как он смог грамотно распорядиться наработками своих предшественников и создать дешёвую РН для запуска спутников на орбиту Земли.

Вторым его достижением стала посадка первой ступени РН обратно на землю, с точки зрения зрелищности эта операция несомненно эффектна, а с точки зрения практической экономии далеко не на все вопросы есть ответы. Ведь для того, чтобы ступень совершила посадку обратно на стартовую платформу или куда-либо вообще, помимо блока со специальным оборудованием требуется нехилый дополнительный запас топлива, который в начале так же нужно разогнать до скорости, при которой происходит разделение ступеней, а потом сжечь его и посадить ракету.

Т.е. фактически получается, что на ступень вешается лишний груз, на полёт которого «вверх» тоже надо расходовать дополнительно топливо. И каково соотношение этих компонентов с теоретической выгодой на данный момент никто толком не знает. Но реклама из этого классная, выглядит зрелищно.

Вторым спорным моментом является то, что используемый в ракетах «Фалкон» керосин имеет одну нехорошую особенность, а именно покрывать слоем копоти внутренности камеры сгорания двигателя и его сопла, что несомненно требует снятия и разборки двигателя после запуска, тщательного промывания, нового цикла сборки и соответственно его тестирования. Насколько это удорожает процесс, тоже никто не знает. И третье это то, что двигатель после запуска, а скорее всего и вся ракета, требуют проведения полной дефектоскопии, т.е. механические нагрузки, которым подвергается вся ракета в процессе запуска весьма не шуточные.

Так по подсчётам некоторых специалистов при удачном стечении обстоятельств для получения дополнительной прибыли Маску потребуется совершать никак не меньше 50 запусков в год при условии отсутствия аварий. И да, ещё одно замечание, никто не знает стоимость страховки на запуск б/у ступеней, ведь страховщики наверняка считают, что риск тут больше и сумма страховки может тоже вырасти.

Вернёмся к другим космическим проектам Маска, например полёту к Марсу и созданию там космической колонии. После успешного запуска тяжёлой ракеты, изрядно напоминающей по устройству королёвскую Н-1, с большой помпой в космос был отправлен личный автомобиль космического инженера, но увы, трюк с его запуском непосредственно к Марсу провалился, родстер Тесла был отправлен абы куда, как выразилась пресс-служба компании «в сторону пояса астероидов». Учитывая, что пояс астероидов находится вдоль всей эклиптики, т.е. практически везде, можно сказать что машину отправили куда-то…

Надо сказать, что сам проект колонизации Марса вызывает большие сомнения. Оторванность планеты от Земли, связь с большим запозданием, а главное не возможность рекультивации самого Марса, делает это затею очень сомнительной. Если люди когда-нибудь научатся создавать атмосферы на планетах, то для Марса встанет проблема её удержания, ибо магнитного поля у него нет, а создании искусственного представляется технически малореальным и сверхзатратным. По этому по отзывам специалистов самое большое чего можно ожидать в этом веке это создание небольшой научно-исследовательской станции со сменяемым экипажем в 6-12 человек и не более того.