О «генеральской неприязни» и дружбе рядовых исполнителей

12k full reads
20k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 65% of the total page views
3 minutes — average reading time

Прошли годы, и вот в книге генерала Каманина «Лётчики и космонавты» генерал на двух страницах пишет, как полковники К. Д. Таюрский и А. К. Стариков летали на ТУ-104 по параболе, чтобы космонавты познакомились с краткими режимами невесомости.

Когда это было? В книге не указано.

Военные стали летать на своём самолёте ТУ-104 только в 1968 г.

И ни слова не сказано у Каманина о том, что за много лет до того, ещё в 1961 г. невесомость создавалась в ЛИИ.

Не упомянул он в своей книге и о том, что сам ещё в 1962 г. у нас в ЛИИ «порхал» при невесомости под потолком ТУ-104 № 42396 во время полётов по параболе, а мы с Гагариным ловили его и «приземляли» на устланный мягкими матами пол, чтобы не грохнулся генерал при перегрузке на приборы, привинченные к полу, там, где не было матов.

Это далеко не единственный раз замалчивания военными роли гражданских организаций в подготовке космических полётов. Ветераны авиационной промышленности, работавшие на космос, помнят, что Каманин «забывал» об их успехах, хорошо помня работу военных исполнителей. Иной раз он делал так, чтобы общие огрехи в работе приписывались гражданским специалистам. Из-за этого его называли «Баба-Яга».

Но придумал это «прозвище», всё-таки Герман Титов, человек доблести и чести. Он не скрывал своего юмора. Герман Титов, уже будучи генералом, стал одним из основателей Федерации космонавтики России, учредил звание «Заслуженный испытатель космической техники», я был в первой группе, которой он вручал удостоверения и значки.

Герман Степанович Титов (11 сентября 1935, Верх-Жилино — 20 сентября 2000], Москва) — советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток), второй советский космонавт, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории. Герой Советского Союза (9 августа 1961 года). Дублёр Юрия Гагарина; доктор военных наук, доцент. Источник фото https://cdn25.img.ria.ru/images/27427/95/274279506_0:0:1962:2000_1440x900_80_1_1_89fb84d1bb89018bac28e9153e99377b.jpg.webp?source-sid=rian_photo
Герман Степанович Титов (11 сентября 1935, Верх-Жилино — 20 сентября 2000], Москва) — советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток), второй советский космонавт, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории. Герой Советского Союза (9 августа 1961 года). Дублёр Юрия Гагарина; доктор военных наук, доцент. Источник фото https://cdn25.img.ria.ru/images/27427/95/274279506_0:0:1962:2000_1440x900_80_1_1_89fb84d1bb89018bac28e9153e99377b.jpg.webp?source-sid=rian_photo

Сколько же неприязни было между руководителями ведомств, делавших одно общее дело?

Психологи могут сказать, что нет в этом ничего необычного; конкуренция способствует продвижению к цели. Но бывает «одни идут по костям других», чтобы укрепить своё положение, особенно, если оно не стойкое; конкурирующие властители способны на многое, на то, что нам, обычным людям, даже представить невозможно.

Но я помню и другое. В январе 1961 г. в Краснодарском аэропорту что-то не заладилось, и эти помехи грозили срывом сроков испытаний парашютной системы космического корабля «Восток». Руководитель нашей экспедиции Хлиманов сказал: «Звоним Каманину!». Бледный начальник аэропорта вскочил из-за стола, вызвал своих заместителей, накричал на них, и всё пошло как по маслу. Позднее, я помню, при переговорах лииёвцев с руководителями предприятий наших поставщиков, упоминание генерала Каманина сразу решало все неразрешимые проблемы. Стальная воля генерала, его жёсткость и даже жестокость проламывали административные барьеры, сметали бесхозяйственность, характерные для позднего периода Советской власти в нашей стране. Без Каманина орбитальный полёт Гагарина в космос, пожалуй, мог бы не состояться.

А ведь Каманин возглавил нашу космонавтику почти случайно. Когда решили создать «отряд космонавтов», то действующие генералы, к которым обращались, отказались возглавить эту «крошечную» в. ч. 26266 (Центр подготовки космонавтов ещё не существовал). Вспомнили о генерале Каманине, работавшем в структуре ДОСААФ (в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту). В нём, в основном, подготавливали молодёжь, допризывников к военной службе.

Каманина назначили руководителем всей советской космонавтики. В значительной мере благодаря ему были вовремя подготовлены и успешно состоялись первые полеты пилотируемых космических кораблей.

Каманин способствовал превращению Центра подготовки космонавтов, в легендарную организацию («ЦПК»).

Однако рядовые исполнители — мы лииёвцы и, летавшие вместе с нами «на невесомость», военные врачи-экспериментаторы из Института авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР — сотрудничали дружно и плодотворно.

Военными руководил Иван Иванович Касьян — уникальный человек, талантливый учёный.

Касьян Иван Иванович - специалист в области авиакосмической медицины, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы. Служил в Институте авиационной и космической медицины (1956-1975), ИМБП МЗ СССР (1975-1990). Фото из книги «История ИМБП в фотографиях. Книга боевой славы и памяти Ветераны Великой Отечественной войны». ГНЦ РФ – ИМБП РАН, 2020.
Касьян Иван Иванович - специалист в области авиакосмической медицины, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы. Служил в Институте авиационной и космической медицины (1956-1975), ИМБП МЗ СССР (1975-1990). Фото из книги «История ИМБП в фотографиях. Книга боевой славы и памяти Ветераны Великой Отечественной войны». ГНЦ РФ – ИМБП РАН, 2020.
У него всегда был добрый, ободряющий взгляд, улыбка, располагающая к дружбе. Он давал полную свободу научному творчеству своим подопечным военным врачам, но контролировал все их действия. Не раз помогал и мне. Смелым он был человеком, а ведь некоторые военные медики отказывались с нами летать, увидев в иллюминатор, как каждый раз во время перегрузки в полёте крылья нашего самолёта загибаются кверху и искорёживаются.

Иван Иванович побывал в невесомости больше 2500 раз, сначала на нашем ТУ-104, и с 1968 г. ещё на военном ТУ-104, базировавшемся на аэродроме Чкаловский.

По материалам своих исследований И. И. Касьян защитил кандидатскую и докторскую диссертации; стал полковником.

Повторю: между гражданскими и военными во время наших полётов, одинаково опасных для тех и других, всегда были взаимопонимание и стремление помочь друг другу. О том как «конкурируют» наши высокие начальники мы и не думали.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.