Зачем Елисеев и Хрунов в космосе переходили из «Союза-5» в «Союз-4»

10 October 2020

Было решено космический корабль «Союз» с лунным экипажем на орбиту вокруг Земли поднять ракетой, созданной в ОКБ-1 Генерального конструктора С. П. Королёва.

На ту же орбиту — вывести мощной ракетой фирмы Челомея (ОКБ-52) лунный корабль без людей, состыковать эти два корабля (королёвский и челомеевский), чтобы уже на орбите лунный экипаж пересел из «Союза» в лунный корабль, на котором долетел бы до Луны, потом стартовал бы там и вернулся на Землю. Тогда мы не знали подробностей этой программы. Секретность порождала множество домыслов и легенд.

Николай Петрович Каманин (5 (18) октября 1908 года, Меленки, Владимирская губерния — 12 марта 1982 года, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиа.ции (1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961—1971). Источник фото https://libmir.com/book/170520-letchiki-i-kosmonavtyi-nikolay-petrovich-kamanin/image
Николай Петрович Каманин (5 (18) октября 1908 года, Меленки, Владимирская губерния — 12 марта 1982 года, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиа.ции (1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961—1971). Источник фото https://libmir.com/book/170520-letchiki-i-kosmonavtyi-nikolay-petrovich-kamanin/image

С истинными планами посещения Луны можно теперь ознакомиться в рассекреченных дневниках Н. П. Каманина:

«24 декабря 1966 года. Провели первое заседание Госкомиссии по Л-1 под председательством Тюлина. Доклады о готовности корабля Л-1, носителя УР-500К и старта сделали Мишин, Челомей и Бармин.
Это заседание хорошо уже тем, что впервые в официальной обстановке встретились руководители всех ведущих организаций, которым предстоит многое сделать, чтобы выполнить облёт Луны космонавтами до ноября 1967 года — к 50-летию Октябрьской революции. Решено первый облёт Луны кораблём Л-1 с космонавтами на борту запланировать на 26 июня 1967 года, а до этой даты выполнить четыре полёта кораблей Л-1 без экипажа.
Для вывода лунных кораблей на орбиту будет использована ракета УР-500К, способная поднять 19 тонн. Ракета УР-500К — это модификация ракеты УР-500, уже четыре раза выводившей в космос спутники «Протон» весом более 12 тонн; к двухступенчатой УР-500 добавляется третья ступень — получается УР-500К. По расчётам она может обеспечить прямой полёт вокруг Луны и обратно на Землю, но так как УР-500К ещё не летала, то в целях повышения надёжности полётов Мишин предлагает осуществить подсадочный вариант: ракета УР-500К выводит на околоземную орбиту корабль Л-1 без экипажа, а носитель «Союз» выводит на ту же орбиту корабль 7К-ОК («Союз») с экипажем, корабли производят стыковку, и космонавты через открытый космос переходят из корабля 7К-ОК в корабль Л-1, после чего корабли расстыковываются, 7К-ОК идёт на посадку на Землю, а Л-1 разгоняется и уходит в облёт Луны. После того, как будут выполнены 4–6 пусков УР-500К, можно будет осуществить и прямой полёт к Луне корабля Л-1 с экипажем. Пока же надо, по-видимому, готовиться к обоим вариантам облёта. Вариант со стыковкой более сложный и более дорогой. Мне больше по душе прямой полёт, но пока не будет уверенности в надёжности ракеты УР-500К, мы вынуждены готовиться к акробатическим номерам со стыковкой и переходом космонавтов из корабля в корабль» Каманин Н.П. Скрытый космос (в 4-х кн.). — М.: Инфортекст-ИФ, 1995-97.
Владимир Николаевич Челомей (17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя — 8 декабря 1984, Москва, СССР) — советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961—1964 гг.  Автор фото: Черединцев Валентин Александрович (1924 – 1996) - TASS #201605, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8287636
Владимир Николаевич Челомей (17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя — 8 декабря 1984, Москва, СССР) — советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961—1964 гг. Автор фото: Черединцев Валентин Александрович (1924 – 1996) - TASS #201605, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8287636

Тогда ещё не было стыковочных узлов с люками в них, через которые космонавты могли переходить из одного космического корабля в другой. Состыковать космические корабли на орбите предполагалось активным стыковочным узлом (по принципу «папа-мама»). Космонавты, одевшись в скафандры, должны перейти из корабля, доставившего их на орбиту, в лунный корабль через открытый космос.

Переход людей на орбите из одного корабля в другой через открытый космос — проблема сложная. Решили для уточнения всех её элементов сначала изучить все сложности такого перехода ещё до реального полёта на Луну — отработать такой переход на орбите. Но не использовать дорогостоящий мощный челомеевский лунный корабль, а имитировать его вторым кораблём «Союз». И только после испытания такого перехода в открытом космосе, начинать лунную программу с уже выведенным на орбиту челомеевским кораблём.

Летные испытания в режимах кратковременной невесомости при подготовке полёта на луну. Испытатель в скафандре «Ястреб» при невесомости в самолёте Ту-104 перебирается из модели «Союза-7» в модель «Союза-5». На фото видно, что он не удержался рукой за одну из рукояток, прикреплённых на «Союзах» и стыковочном узле, и завис в воздухе. Ему приходится, подтягиваясь за фал, возвращаться к «Союзу-7», чтобы начать (в следующих режимах невесомости) вновь переход к «Союзу-5». Из-за таких неудач отказались от использования нескольких рукояток и создали единый, длинный поручень от люка «Союза-7» до люка «Союза-5». Такой поручень использовали в орбитальном полёте.
Летные испытания в режимах кратковременной невесомости при подготовке полёта на луну. Испытатель в скафандре «Ястреб» при невесомости в самолёте Ту-104 перебирается из модели «Союза-7» в модель «Союза-5». На фото видно, что он не удержался рукой за одну из рукояток, прикреплённых на «Союзах» и стыковочном узле, и завис в воздухе. Ему приходится, подтягиваясь за фал, возвращаться к «Союзу-7», чтобы начать (в следующих режимах невесомости) вновь переход к «Союзу-5». Из-за таких неудач отказались от использования нескольких рукояток и создали единый, длинный поручень от люка «Союза-7» до люка «Союза-5». Такой поручень использовали в орбитальном полёте.

Конечно, до пробного перехода космонавтов в открытом космосе надо было отработать все его элементы в серии кратковременных режимов невесомости, в полётах по параболе. В салоне нашего Ту-104 установили фрагменты двух «Союзов». Испытатели во время режимов невесомости переходили из одного «Союза» в другой. Были опробованы устройства, обеспечивающие переход: с различными поручнями, закреплёнными на «Союзах» и стыковочном узле. Наиболее безопасно и удобно испытателям, одетым в космические скафандры, было переходить, держась руками за длинный поручень; один его конец был закреплён у люка одного «Союза», другой конец у люка другого «Союза». Тренировка космонавтов, осуществивших переход в открытом космосе из одного корабля в другой, делалась уже военными — на аэродроме Чкаловский на их самолёте Ту-104К.

Н. П. Каманин пишет в своём дневнике:

«18 февраля 1967. Ту-104 уже третий день летает: экипажи «Союзов» продолжают тренировку по переходу из корабля в корабль в скафандрах в условиях невесомости» Каманин Н.П. Скрытый космос (в 4-х кн.). — М.: Инфортекст-ИФ, 1995-97.

Почему посещение Луны нашими космонавтами не состоялось?

Потому что огромные затраты всей страны на космонавтику были ради утверждения престижа СССР, то есть советской коммунистическом идеологии.

Американцы слетали на Луну первыми, быть вторыми — непрестижно. Огромные затраты в ходе выполнения наших лунных программ (их было несколько, они выполнялись параллельно) стали ненужными.

Достижения советской космонавтики, как правило, не могли внедрять в народное хозяйство (то есть использовать для улучшения жизни людей) из-за их немыслимой дороговизны. Часто и для обороны страны они были бесполезны.

Конкурентная гонка в космосе СССР и США истощила наши ресурсы и стала одной из причин распада СССР. Другой, вероятно, более значимой причиной была гонка вооружений.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.