Сериал про Троцкого: качественный художественный вымысел

07.01.2018

На новогодних праздниках удалось посмотреть исторический (но, скорее, псевдо-исторический) сериал «Троцкий» Выскажусь по этому поводу.

Сериал вышел на экраны 6 ноября и разделил зрительское сообщество на тех, кто «за» и «против»
Сериал вышел на экраны 6 ноября и разделил зрительское сообщество на тех, кто «за» и «против»

😼 Прежде всего, хочется отметить хороший, «звездный» состав актеров с Константином Хабенским в главной роли. Качество игры актеров нравится, общая постановочная работа для нас, зрителей, выглядит весьма неплохо. Мини-сериал, состоящий из На новогодних праздниках удалось посмотреть полностью исторический (но, скорее, псевдо-исторический) сериал «Троцкий» Выскажусь по этому поводу.

😼 Прежде всего, хочется отметить хороший, «звездный» состав актеров с Константином Хабенским в главной роли. Качество игры актеров нравится, общая постановочная работа для нас, зрителей, выглядит весьма неплохо. Мини-сериал, состоящий и 8 серий по 50 минут, держит в напряжении. Яркие, красочные цвета, сильные переживания, музыкальное сопровождение. В общем, идеальное сочетание для формирования неплохого блокбастера. Можно с уверенностью утверждать: в этом смысле фильм удался.

😼 Но зададимся вопросом – какова была цель фильма? Если сделать максимально документальное произведение для того, чтобы наши современники знали, что было в эпоху Революции, – то этого точно не получилось. Если же цель – «вариации на тему исторических событий», то все отлично. По многим эпизодам зрителям надо додумывать самому, читать дополнительно. Но кто в наше время мало кто полезет разбираться, где правда, а где нет? Ведь аудитория воспримет большинство эпизодов фильма как чистую монету. Нужно ли это? Не факт.

😼 Лев Троцкий/Бронштейн представлен революционно-сексуальным зомби: такое ощущение, что он не спит, не ест, а занимается только делом революции и общением с женщинами. Все может быть, но в фильме отчетливо показано, что все человеческое ему фактически чуждо. А некрасивое общение со своим отцом удивительно с учетом национальности главного героя. То же можно сказать и о детях: в периоды сложных болезней, Троцкий с горящими глазами идет заниматься государством, но не думает об умирающем сыне. Возможно, это просто акцент режиссера, показывающий, насколько важна для революционного гения его работа – но слишком преувеличено.

😼 Ленин и Сталин представлены этакими мелкими работничками революционного тыла, всю основную работу делает Троцкий. Сталин в сериале некий девиант, а Ленин – мелкая сошка, которая не умеет делать практически ничего во благо революции. Дело здесь даже не в том, что все-таки личность Джугашвили и Ульянова преуменьшена (и не будем вспоминать заслуги или ошибки как первого, так и второго). Непонятна задача авторов сериала, с маниакальным упорством делающих из действительного сильного исторического персонажа еще более сильного. После просмотра серий складывается впечатление, что именно благодаря Льву Бронштейну в России случилась революция. Но если бы он не покинул страну, все было бы совсем по-другому?

😼 Даже не хочется говорить о многократных исторических ляпах сериала. Допустим, сам вождь революции Ленин (которого вождем, удивительное дело, сделал Троцкий, банально обманув собрание речью) уже в 1921 года болен и невменяем – но это случилось значительно позже! А еще:
– После подавления Кронштадтского восстания матросов убитые лежат на траве. На самом деле штурмовавшие крепость красные войска шли по льду.
– Сцена личного участия Троцкого в атаке и ранения. На самом деле в 1918 г. их не было.
– Троцкого почти сразу после приезда приглашают на прием к министру — председателю Временного правительства Александру Керенскому. Министром этот человек был в другое время
.

😼 Отдельно – о сцене с убийством. В фильме Троцкого убивают с помощью его собственного ледоруба, который все время висел на стене, как ружье у Чехова в его нетленной пьесе. Видимо, принадлежностью орудия убийства самому потерпевшему, авторы хотели метафорично показать, что монстр революции пожирает своих детей (а главный герой Революции погибает от собственного ледоруба). В жизни, разумеется, Рамон Меркадор (убийца) тупо пронес ледоруб в плаще, хладнокровно зарядил его в голову Бронштейну. С собой он также прихватил нож, который в той ситуации уже был не нужен...

😼 Порыскав по интернету, прочитал информацию о том, что создатели сериала изучали огромное количество исторических документов, стремясь сделать сериал максимально приближенным к реальным событиям тех времен. На деле мы увидели неплохой и яркий российский блокбастер, псевдо-документальный, но качественно сделанный многосерийный фильм. Я рекомендую просмотр действительно неплохой картины, но желательно в обнимку с историческими справочниками. Так будет лучше.

Читайте меня в Telegram.