Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

22 May

Прежде чем будете читать, прошу подписаться на канал и поставить вашу оценку статье, это поможет развивать данный паблик и делится с вами как новостями так и знаниями, заранее спасибо!

В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.

О настройках пистолета я рассказал в этом видео:

Но возможно кто то хочет почитать на тему настройки краскопультов и узнать более подробную информацию я написал следующую статью:

Сегодня вы узнаете

  • 1 Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…

1.1 Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

1.2 Функции и расположение регуляторов

  • 2 Система окрасочного пистолета
  • 3 Настройка входного давления
  • 3.1 Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

3.2 Если пистолет оборудован встроенным манометром

3.3 Если манометр без регулятора

3.4 Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

  • 4 Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
  • 5 Размер факела при окраске
  • 6 Подача краски
  • 7 Диаметр сопла
  • 8 Тестируем краскопульт

8.1 Тест правильности формы отпечатка факела

8.2 Тест на равномерность распределения краски в факеле

8.3 Тест на качество распыления

  • 9 Резюме
  • 10 Полезные материалы

10.1 Настройка краскопульта (на примере краскопультов Walcom)

10.2 Тестовые напылы

10.3 Формы отпечатков факела (в зависимости от типа воздушной
головки) и их эффективность в том или ином случае

КОГДА Я СЛЫШУ СЛОВО «ПОКРАСКА», Я ХВАТАЮСЬ ЗА ПИСТОЛЕТ…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки. При этом скорость воздушного потока иногда достигает сверзвуковых скоростей. В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

УСТРОЙСТВО И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОКРАСОЧНЫХ ПИСТОЛЕТОВ

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя: корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами, спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов, выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы, резервуар (бачок) для краски, регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла. Механизм спускового рычага устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

ФУНКЦИИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ

Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов. Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела. Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала. На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала. Регуляторы на корпусе краскопульта SATA. Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

СИСТЕМА ОКРАСОЧНОГО ПИСТОЛЕТА

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы которые регламентируются документами или законодательством: конвенциональные HD (высокое давление);

HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);

EPA она же LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление) RP, РЕУ и другие.

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и EPA — при низком (примерно 0,7 HVLP и 1,2 - 1,8 EPA). Законодательство регламентирует у краскопультов HVLP давление в воздушной голове 0,7 бар, у системы EPA перенос не менее 65%, остальные параметры не регламентируются и каждый производитель волен сам выбирать что применить в своём пистолете. Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов HVLP или EPA коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт. Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами. Для настройки и контроля давления пистолета заводы выпускают тестовые головки с двумя манометрами.

Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

На сегодняшний день существует мнение что пистолеты HVLP - строго для базовых красок, а EPA (RP, LVLP, РЕУ) для акрилов и лаков, но на самом деле это не совсем так, производитель рекомендует ту или иную комплектацию, основываясь опять таки на тестах и опыте своих техников или маляров которым давали оборудование на тесты. Мало того, для идеальных условий. На самом деле такие условия не всегда идеальны и мастера используют разные материалы как по качеству так и по строению или химии. Поэтому всё больше производителей обращают внимание мастеров на то что оборудование нужно подбирать согласно условий: влажности, температуры и других параметров. Например Devilbiss опубликовал вот такую таблицу в которой приведена зависимость выбора воздушных голов и дюз к окружающим условиям:

Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

Их таблицы видно что при более низкой влажности производитель рекомендует использовать голову ТЕ10, с большей дюзой, а значит с более крупной каплей чем при более высокой влажности, когда дюзу нужно брать меньше чтобы капля соответственно получалась мельче.

На второй таблице указано зависимость выбора головы от влажности и дюзы от температуры:

Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

Таким образом хочу многих мастеров успокоить по поводу выбора комплектации оборудования - не существует в мире чего то одного идеального, всегда нужно подбирать что то под свои нужды и условия, если то что вы получили из оборудования "жрёт краску" значит нужно уменьшить дюзу, потери при этом увеличатся, но за счёт меньшей подачи, а значит более тонкого слоя вы получите сокращение количества материала используемого для окраски одной детали, конечно всегда и всему есть предел. Если у вас пистолет "пятнит" - возможно для него слишком высокая или наоборот, низкая влажность и возможно, вам нужно поменять голову или дюзу и все встанет на свои места (конечно если это позволяет конструкция вашего пистолета).

Несколько видео в конце для тех кто любит смотреть, а не слушать.

Не забываем подписаться и поставить свою оценку, всем спасибо за то что дочитали до конца.

Продолжение статьи тут