Конструкция и настройка краскопульта. Часть 2/2 Настройка краскопульта и тесты.

23 May

Начало статьи тут

Прежде чем будете читать, прошу подписаться на канал и поставить вашу оценку статье, это поможет развивать данный паблик и делится с вами как новостями так и знаниями, заранее спасибо!

НАСТРОЙКА ВХОДНОГО ДАВЛЕНИЯ Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору. Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно. НАСТРОЙКА ВХОДНОГО ДАВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАНОМЕТРА-РЕГУЛЯТОРА Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост. 1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли. 2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе. Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,0-2,5 бар (в основном 2 бар).


Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре. 3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже. ЕСЛИ ПИСТОЛЕТ ОБОРУДОВАН ВСТРОЕННЫМ МАНОМЕТРОМ


Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще. SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.


ЕСЛИ МАНОМЕТР БЕЗ РЕГУЛЯТОРА


Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное  давление. ЕСЛИ МАНОМЕТРА НЕТ ВООБЩЕ. НАИМЕНЕЕ ТОЧНЫЙ СПОСОБ


Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы. Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.

Если манометра нет вообще.

Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Делаем тест напыл5. Устанавливаем давление подачи воздуха так чтобы восьмёрка на факеле пропала. Работает при условии что давление в сети больше чем нужное рабочее давление в пистолете. 6. Если рабочее давление в сети ниже чем давление, то уменьшаем факел чтобы подать больше воздуха в систему каналов по атомизации, и выставляем подачу материала так чтобы образовывался факел нужной формы и насыщенности ЕСЛИ РЕКОМЕНДОВАННОЕ ВХОДНОЕ ДАВЛЕНИЕ НЕИЗВЕСТНО. НАСТРОЙКА ПИСТОЛЕТОВ «NO NAME» Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем. Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора. Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна. Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».


SATAjet 5000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка. Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем. РАЗМЕР ФАКЕЛА ПРИ ОКРАСКЕ Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов. Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку». Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ и необходимого давления в голове пистолета, которое в свою очередь формируется за счёт входящего рабочего давления и необходимого объёма воздуха.


ПОДАЧА КРАСКИ Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто. При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Помните что не полностью открытая игла может привести к изменению рисунка факела, за счет смещения в сторону кончика иглы, которое не является браком, а скорее следствием работы такого длинного и тонкого элемента.

Второе важное замечание: вязкость материала должна соответствовать выбранному типу пистолета и рекомендаций производителя, нельзя качественно нанести грунт вязкостью 35 сек через пистолет с дюзой предназначенный для материалов вязкостью 14-20 сек. и наоборот, нельзя нанести нанести краску вязкостью 16 сек через пистолет для вязкостей 35 сек.

Вязкость измеряется при помощи вискозиметра и секундомера



ДИАМЕТР СОПЛА Среди маляров бытует мнение что существуют краскопульты для грунта, базы и лака. На самом деле это не совсем верно, пистолеты делятся по вязкости с которыми работают эти пистолеты. так же к вязкости материала привязаны и дюзы, но выбор дюз так же даёт нам инструмент по нанесению определённой толщины покрытия, чем больше дюза тем толще слой вы можете нанести за счёт того что в факел подаётся большее количество материала.


Существует в основном 3 типа вязкости с которыми работают краскопульты:1. Вязкость от 14 до 20 сек. Обычно это финишные материалы , лаки, краски, а так же грунты, антикоррозионные или изоляционные в версии например "мокрый по мокрому". Так же в индустрии дерева к этой вязкости относятся морилки. Обычно слой нанесения таких материалов колеблется от 5 мк. до 10 мк за один слой. Дюзы которые подбирают для таких работ и материалов это от 1,2 мм до 1,5 мм максимум.2. Вязкость от 20 до 35 сек. Обычно это первичные грунты, грунты наполнители, но иногда под такой вязкостью выступают и финишные материалы, краски и лаки. Толщина слоя от 35 мк до 70 мк. Дюзы которые обычно предлагает производитель от 1,6 до 1,6 мм3. Вязкость от 35 сек и выше. Особо вязкие материалы,жидкие шпаклёвки и высоконаполнительные грунты с толщиной слоя от 70 мк до 250 мк. за один слой, дюзы для этих материалов от 2,0 до 2,8 мм и выше, которые применяются в пистолетах для густых масс. Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них): базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3); акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм (вязкость акриловых эмалей и лаков обычно выше чем базовой краски); жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм; грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм; жидкие шпатлевки — 2-3 мм; антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов). Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм. Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать». С другой стороны современные материалы с низким VOC или по простому с высоким сухим остатком не требуют таких слоёв как старые материалы MS или даже HS, мало того они очень хорошо и легко смачивают поверхность, в итоге нет смысла наливать толстые слоя, и все чаще у мастеров можно уже увидеть дюзы 1,2 и 1,3 для базы и лака соответственно. Так же играет роль и производительность пистолета, например SAGOLA 4600 с дюзой 1,25 мм имеет такую же производительность как SATA 5500 с дюзой 1,4, при одинаковых условиях.Таким образом при выборе дюзы важно понимать для какой вязкости материала вы хотите купить оборудование и какое оборудование вы будете применять.Настроить краскопульт достаточно легко, нужно просто соблюдать инструкцию производителя пистолетов, как например у Walcom SLIM:


ТЕСТИРУЕМ КРАСКОПУЛЬТ

ТЕСТ ПРАВИЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОТПЕЧАТКА ФАКЕЛА ЗАВОДСКИМ МЕТОДОМ

Прежде чем мы будем говорить про тесты, должен сказать что при произведении теста, материал которым вы для этого пользуетесь должен иметь рабочую вязкость согласно инструкции производителя, либо усреднённую например для финишных пистолетов 16-18 сек. Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок: тест правильности формы отпечатка факела; тест на равномерность распределения краски в факеле; тест на качество распыления. Но на заводах применяют немного другой способ который более информативный чем стандартные методы. Заключается этот способ в применении специальной прозрачной краски для нанесения, в обычных условиях такую можно получить путём добавления в солидную краску прозрачного биндера (нельзя это делать только с помощью растворителя, так как вязкость тогда не будет соответствовать необходимой норме, обычно это 16-17 сек) Такая методика позволяет получить сразу всю картину работы окрасочного пистолета, есть и минусы этого метода - нужно специально готовить краску и потом мыть после этого пистолет. Я бы рекомендовал использовать такой метод при регламентных работах или проверки нового оборудования.


Обратите внимание как чётко видно распределение краски по всей площади  факела.
Обратите внимание как чётко видно распределение краски по всей площади факела.

ТЕСТ ПРАВИЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОТПЕЧАТКА ФАКЕЛА СТАНДАРТНЫМ МЕТОДОМ Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом. Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной. А рабочее давление выставленно согласно инструкции к вашему пистолету. Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP). Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг, при этом важно не совершать ошибки как это делают многие: курок нужно обязательно нажимать до конца!!! Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет. Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла.



Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.


Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки. Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.   ТЕСТ НА РАВНОМЕРНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРАСКИ В ФАКЕЛЕ Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.


Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.


Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
ТЕСТ НА КАЧЕСТВО РАСПЫЛЕНИЯ Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.


Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается. Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.   РЕЗЮМЕ При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений. При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела. Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,0-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту. Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта). Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала. И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ. Для тех кто дочитал до конца: бонус - видео об ошибках при окраске и о том как без проблем окрасить металликом без пятен и полос:

Прежде чем будете читать, прошу подписаться на канал и поставить вашу оценку статье, это поможет развивать данный паблик и делится с вами как новостями так и знаниями, заранее спасибо!